Самолёты, поезда, морские круизы… А что, если отправиться в отпуск на собственной машине? Автомобильные путешествия становятся популярнее с каждым годом — людям нравится автономность, когда не зависишь от авиакомпаний, общественного транспорта и турагентств. А для России, с её огромными расстояниями и природным разнообразием, путешествия на машине вдвойне актуальны. Увидеть Байкал, побывать на Алтае, сравнить Чёрное море с Японским… Отправляемся в путь? Но сперва поговорим о подготовке машины и её экипажа.

Что взять с собой
В автопутешествии актуально всё, что нужно для выездов на природу — ведь путь обычно пролегает вдали от крупных городов. Даже если вы не планируете съезжать с асфальта, остановиться в живописном месте захочется не раз, так что запасайтесь кемпинговым снаряжением. Автомобильный холодильник сохранит в прохладе продукты и воду, инвертор на 220 вольт позволит зарядить в дороге фотоаппарат и ноутбук, а экспедиционные ящики — компактно сложить весь скарб.
Само собой, в багажнике должен быть обязательный аварийный набор, предписанный ПДД. Перед путешествием его стоит дополнить хорошим комплектом инструментов на случай дорожного ремонта. А салон не забудьте оснастить держателем для телефона, который вы наверняка задействуете в качестве навигатора.
Готовясь к поездке, уделите особое внимание документам. Автомобили из других регионов инспекторы ГИБДД любят проверять с особым пристрастием. Убедитесь, что срок действия страховки и водительского удостоверения не истечёт во время путешествия.
Подготовка машины
Вдали от дома любая поломка сулит неприятности. Даже при наличии запчастей и навыков механика вы рискуете всерьёз задержаться, если придётся чинить машину «в поле». В путешествии техника должна работать безотказно, а для этого её нужно должным образом подготовить. Запланируйте визит в сервис для полной диагностики хотя бы за неделю до выезда.
Также учтите расстояние, которое вы планируете проехать. Во время путешествия может подойти регламентный срок обслуживания, замены расходников и технических жидкостей (например, моторного масла). Заранее подумайте, где вы будете проходить ТО.

Брать ли в дорогу запчасти? Снаряжать машину, словно в ралли-рейд «Париж-Дакар», не стоит: каждый лишний килограмм на борту увеличит расход топлива, да и место в багажнике не бесконечно. Но самые ходовые детали лучше иметь под рукой: даже если вы не сможете поменять их самостоятельно, по дороге всегда найдётся автомастерская. С рукастыми людьми в российской глубинке проблем нет, а вот с наличием запчастей для иномарок — повсеместно.
Чему уделить особое внимание? Поговорив с несколькими заядлыми автопутешественниками, мы составили список узлов машины, которые стоит тщательно проверить перед выездом, и перечень запчастей, которые лучше взять с собой.
1. Двигатель
В путешествии двигателю нужно «дышать полной грудью» — проверьте чистоту воздушного фильтра перед поездкой. А если отправляетесь в места с пыльными грунтовыми дорогами — возьмите ещё один новый фильтр с собой и установите его, вернувшись на асфальт.
Продолжительная (в течение многих часов) работа двигателя на повышенных оборотах, характерная для долгой езды по трассе, провоцирует угар масла. Даже если масляный аппетит в городе не проявлялся, запаситесь парой литров того же масла, что залито в двигатель, чтобы не пришлось доливать первое попавшееся вдали от цивилизации.
Подробнее: как следить за уровнем масла.
Другая характерная проблема с двигателем в путешествиях — склонность к перегреву. На маршруте могут встретиться горные перевалы и затяжные подъёмы, снаряженная масса машины обычно близка к максимальной, а в радиатор активно набиваются насекомые и тополиный пух — все условия для перегрева мотора налицо. Если не следить за стрелкой температуры и «вскипятить» двигатель, то путешествие завершится досрочно не самым приятным образом.

Чтобы избежать перегрева, обязательно проверьте работу системы охлаждения перед поездкой. Почистите радиатор, убедитесь в исправности вентиляторов, замените антифриз. И возьмите с собой пару литров охлаждающей жидкости того же типа на долив — под нагрузкой антифриз вытекает через расширительный бачок даже на исправной машине. Заглядывайте в радиатор и проверяйте уровень антифриза после каждой продолжительной стоянки.
Перед дальней дорогой также проверьте состояние газораспределительного механизма (ГРМ), особенно если он приводится ремнём. Хотя и растянувшаяся цепь ГРМ хлопот доставит немало. Сверьте пробег машины с регламентным сроком ревизии этого узла и замените цепь или ремень при необходимости — перебрать ГРМ «на коленке» в дороге почти невозможно.
Зато с мелкими поломками двигателя — такими, как обрыв приводного ремня или выход из строя свечи зажигания — автопутешественники борются регулярно и успешно. Но если вы не хотите наматывать на шкивы женские колготки или приспосабливать к своей «Тойоте» свечу от «Жигулей» из ближайшей деревни — возьмите эти детали с собой.
Что проверить: |
Что взять с собой: |
---|---|
|
|
2. Подвеска
От состояния подвески зависит, насколько комфортно вы чувствуете себя за рулём, и как точно автомобиль управляется. Заранее проверьте исправность амортизаторов и пружин, целостность сайлентблоков и углы установки колёс (развал и схождение), чтобы машина хорошо держала дорогу и не «ела» резину.
Детали подвески редко берут с собой — весят они много, а экстренной замены требуют редко. Но если вы хотите быть готовым к любым дорожным сюрпризам, возьмите с собой запасную шаровую опору, рулевую тягу и наконечник — при попадании в глубокую яму или открытый люк их может вырвать или погнуть.
Что проверить: |
Что взять с собой: |
---|---|
|
|

3. Колёса
Колёса — это связь машины с дорогой и ключевой элемент безопасности. Увы, немало автопутешественников слетело в кювет из-за внезапного взрыва покрышки или разрушения диска. Поэтому осмотрите колёса перед выездом очень внимательно: на шинах не должно быть грыж и порезов, на дисках — трещин и вмятин.
Замерьте остаток протектора: минимальная допустимая глубина составляет 1,6 мм для летних шин и 4 мм для зимних. Также проверьте индекс скорости и максимальную грузоподъемность покрышек: на эти показатели редко обращают внимание при обычной городской езде, но в путешествии эти параметры важны — не превышайте их.
Чтобы не столкнуться с вибрациями и биением руля, отбалансируйте колёса в проверенном шиномонтаже с точным оборудованием. И, разумеется, отрегулируйте давление в шинах перед поездкой. Для езды по трассе с полной загрузкой рекомендуется увеличить давление на 0,2 атм от номинального — это снизит сопротивление качению, а значит и расход топлива.
Быстро подкачать колёса поможет автомобильный компрессор. Также с собой стоит взять набор для ремонта бескамерных шин, аварийный герметик и дополнительное запасное колесо (или хотя бы шину), если вы путешествуете по плохим дорогам.
Что проверить: |
Что взять с собой: |
---|---|
|
|
4. Тормозная система
Перед дальней дорогой сделайте полную ревизию тормозной системы — в экстренной ситуации она не должна подвести. Средняя скорость машины на трассе заметно выше, чем в городе, а снаряжённая масса в путешествии близка к максимальной — нагрузка на тормоза заметно возрастает, а все проблемы, не замеченные ранее, сразу дают о себе знать.
Проверьте толщину тормозных колодок и дисков, состояние шлангов и деталей суппортов, а также уровень и качество тормозной жидкости — не забывайте, что менять её нужно каждые 2 года. Небольшой запас жидкости стоит взять с собой — будет шанс доехать до сервиса в случае утечки.
Что проверить: |
Что взять с собой: |
---|---|
|
5. Трансмиссия
Долгая езда на высокой скорости серьёзно нагружает редуктор, а высокая температура и езда по пересечённой местности — коробку передач. Чтобы защитить узлы трансмиссии, замените в них масло перед поездкой. И не забудьте проверить состояние пыльников приводов — хрустящий ШРУС станет неприятным сюрпризом вдали от дома.
Из элементов трансмиссии в путешествии чаще всего отказывают ступичные подшипники — диагностировать их неисправность заранее не всегда удаётся. Если в дороге вы услышали характерный гул — срочно ищите сервис, с заклинившим подшипником шутки плохи.
Что проверить: |
---|
|

6. Кузов
Кузов автомобиля в путешествии страдает заметнее всего: летящие из-под колёс камни, дорожный битум и «бомбардировка» насекомыми существенно портят внешний вид машины. Хорошим решением будет заранее нанести на кузов защитное покрытие: это можно сделать как в детейлинговой мастерской, так и самостоятельно. А спасти подкрылки от дорожного «пескоструя» поможет антигравий или резинобитумный антикор.
Отдельная защита нужна и стёклам — «антидождь» с гидрофобным эффектом будет очень кстати. Запаситесь жидкостью для омывателя и очистителем для стёкол — в летнее время без них далеко не уедешь. И установите новые дворники, чтобы любоваться пейзажами без противных полос на лобовом стекле.
Что проверить: |
Что взять с собой: |
---|---|
|
7. Электрика
Увидеть на приборной панели красную лампу отсутствия зарядки всегда неприятно, а в путешествии — тем более. Как и услышать вместо запуска двигателя беспомощные щелчки стартера. Чаще всего виноваты щётки — графитные элементы электрической цепи. Весят они всего несколько граммов, а нужны хоть и редко, но невероятно «метко» — и хорошо, когда они есть с собой. Стоит положить в бардачок и запасные предохранители — тоже лёгкие и недорогие детали, которые должны быть под рукой.
В путешествие всегда нужно отправляться с исправным аккумулятором, желательно — новым. Брать запасной АКБ с собой не стоит — электролит может разлиться и испортить обшивку багажника. А вот компактное пусковое устройство — отличная альтернатива для самостоятельной «прикурки» вдали от людей.
Также проверьте перед поездкой работу всех ламп бортового освещения и возьмите несколько запасных с собой.
Что проверить: |
Что взять с собой: |
---|---|
|
|
Проработка маршрута
Перед поездкой важно тщательно изучить карту и сохранить ключевые точки маршрута в навигаторе. Если вы используете для навигации смартфон, заранее скачайте офлайн-карты — в дороге интернета может не быть. И возьмите с собой хотя бы одну бумажную карту на случай поломки гаджетов. Информацию о фактическом состоянии дорог, ремонтных работах и объездах лучше поискать на местных автомобильных форумах.

Рассчитайте дальность хода вашего автомобиля, разделив объём полной заправки на ожидаемый расход топлива. Затем отметьте на карте АЗС и проверьте расстояние между ними — должен быть комфортный запас. Продумайте и резервные варианты — нужная заправка может оказаться закрытой на ремонт. Взять с собой канистру с бензином не помешает в любом случае — хотя бы для спокойствия.
Планируйте маршрут так, чтобы прибыть к месту ночёвки засветло — ехать в темноте категорически не стоит. Помимо плохой видимости, ослепления встречными машинами и естественной сонливости, ночью велик риск столкнуться на дороге с дикими животными.
Также не стоит пытаться покрыть огромные расстояния разом. 700–800 км в день — комфортный предел для путешествия; большая дальность превращает его в автоперегон, лишая всякого удовольствия.

Нюансы вождения
Провести весь день за рулём не так просто, как кажется. Главная сложность — преодолеть усталость от монотонной езды. Важно чем-то занять мозг: разгадывайте кроссворды с попутчиками, рассказывайте истории, слушайте аудиокниги. Прогнать сонливость помогают периодические перекусы — разминка для челюстей усиливает приток крови к мозгу. Так что запасайтесь орехами, семечками и сухофруктами.
Многие пьют за рулём энергетические напитки, но иногда они дают ложное ощущение бодрости. Если чувствуете, что устали, не пытайтесь дотянуть до конца маршрута во что бы то ни стало — именно в такие моменты велик риск заснуть за рулём. Лучше остановиться у дороги и вздремнуть полчаса, как Штирлиц — короткая передышка придаст сил.
Если вы едете несколькими машинами, продумайте коммуникацию между собой. Рассчитывать на мобильные телефоны не стоит — связь есть далеко не везде. Отлично показывают себя портативные рации, только проверьте их в деле заранее.
Удачных вам путешествий и ярких эмоций!