Когда тормоза исправны, их просто не замечают. Есть они и есть. А если их нет?...
Вы сможете избежать подобных ситуаций, если своевременно будете менять тормозную жидкость в своем автомобиле.
Для начала следует понять, что тормозная жидкость – это рабочее тело гидравлической тормозной системы, передающее давление от главного тормозного к колесным цилиндрам, которые прижимают тормозные колодки к дискам или барабанам. От того, насколько эффективно решается эта задача, напрямую зависит жизнь самого водителя и его пассажиров. Гидравлический тормозной привод современного автомобиля получил такое название потому, что все его полости заполнены специальной жидкостью. Педаль тормоза связана с поршнем главного тормозного цилиндра. При торможении жидкость из цилиндра вытесняется и передает усилие на поршни колесных тормозных цилиндров. Последние выдвигаются, приводя в действие тормозные колодки, и автомобиль замедляет ход или останавливается.
Рабочая температура тормозной жидкости колеблется от - 50 0С (на стоящем автомобиле в сильный мороз) до + 150 0С при движении по горным и городским дорогам, где нажимать на педаль тормоза приходится чаще, чем на равнине. В интервале указанных температур тормозная жидкость должна оставаться жидкостью, то есть не кипеть и не замерзать.
Закипание жидкости приведет к образованию пузырьков пара и все давление педали уйдет на сжатие газа – тормоза просто «исчезнут» в самый неподходящий момент.
Для любознательных:
Жидкости, в отличие от газов, практически несжимаемы. Это свойство и позволяет использовать их в гидравлических системах для передачи усилия. При резком торможении давление в системе может достигать 100 атмосфер! Нагревание тормозной жидкости происходит не только от трения тормозных колодок о диски или барабаны, но и при повышении давления в системе, подобно тому, как при накачивании шин ручным насосом, Вы чувствуете его нагрев. Риск «закипания» жидкости возрастает при сериях резких интенсивных торможений.
А если жидкость не обладает достаточной морозостойкостью, то наиболее критичным параметром при этом становится вязкость - если она увеличится, то заметно возрастет время срабатывания тормозов.
Для любознательных:
Процесс торможения обычно длится несколько секунд, а в экстренных условиях – доли секунды. Поэтому необходимо, чтобы сила, прилагаемая водителем к педали тормоза, с помощью рабочей жидкости быстро передавалась на колесные тормоза. Это условие обеспечивается необходимой текучестью жидкости и определяется максимально допустимой вязкостью при температуре -40 град. С не более 1500 сСт для жидкостей общего назначения и не более 1800 сСт для высокотемпературных жидкостей. Чем меньше вязкость, тем более быстро и точно передаётся тормозное усилие, и тормоза более адекватно реагируют.
Именно на характеристики вязкости и температуры закипания следует обратить внимание при покупке тормозной жидкости. Температура кипения тормозной жидкости для современных автомобилей должна быть не менее 230 0С. Чем она выше, тем надежнее проявит себя жидкость в экстренной ситуации.
Подробнее:
Температура кипения и вязкость тормозной жидкости регламентируются стандартом DOT (сокращение от United States Department of Transportation, Департамент транспорта США, занимающийся вопросами безопасности транспорта). Этот департамент разработал спецификацию минимальных требований к характеристикам тормозных жидкостей и разбил их на классы. Классы эти и получили название и маркировку DOT и были приняты мировым сообществом для классификации тормозных жидкостей.
Стандарт | Точка кипения (свежая/ сухая) oC |
Точка кипения (старая/ мокрая) oС |
Вязкость при - 40oС, сСт | Цвет | Основа |
DOT 3 | 205 | 140 | 1500 | бесцветная или янтарная | Полиэтиленгликоль/ полиалкиленгликоль |
DOT 4 | 230 | 155 | 1800 | бесцветная или янтарная | Полиэтиленгликоль/ борные эфиры |
DOT 4+ Применяется только в России |
260 | 180 | 1200 -1500 | бесцветная или янтарная | Полиэтиленгликоль/ борные эфиры |
DOT 5.1 | 260 | 180 | 900 | бесцветная или янтарная | Полиэтиленгликоль/ борные эфиры |
DOT 5 | 260 | 180 | 900 | пурпурный | Cиликон |
Температура кипения тормозной жидкости напрямую зависит от содержания в ней воды, и после полутора- двух лет эксплуатации в гидроприводе автомобиля снижается до 140 – 150 градусов. Об этом нужно знать каждому водителю.
Подробности для любознательных: Тормозные жидкости гигроскопичны - они поглощают влагу. (Поэтому они должны продаваться в герметичной упаковке)! Пространство, в котором работает тормозная жидкость, замкнутым можно назвать достаточно условно. В системе есть компенсационные отверстия, которые впускают в него воздух при нажатии на педаль, и выпускают при обратном ее ходе. В результате тормозная жидкость впитывает влагу из окружающего воздуха. Это приводит к снижению температуры кипения. В самой жидкости также происходят необратимые химические реакции, а присадки, входящие в состав тормозной жидкости, теряют свои свойства.
Но!!!
Гигроскопичность для тормозной жидкости в то же время является необходимостью. Ведь если попавшая из конденсата или другим путем вода не будет поглощена тормозной жидкостью, она будет собираться в наиболее низких местах тормозной системы. Дальше, в случае снижения температуры ниже 0 0С она замерзнет, образовав пробку, тормоза перестанут действовать. Также температура кипения воды намного ниже, чем тормозной жидкости. Нагрев тормозной жидкости и воды во время торможения приведет к закипанию воды и образованию паровых пробок.
Наличие влаги внутри гидравлической системы приводит и к образованию очагов коррозии на внутренних стенках тормозных механизмов, соприкасающихся с манжетами, которые также приходят в негодность от трения об острые края коррозийных раковин. В итоге начинается утечка тормозной жидкости.
Кроме того, тормозная жидкость выполняет функцию смазки и защиты деталей системы от коррозии – поршни должны легко перемещаться, а цилиндры – не ржаветь. И, конечно, она должна быть совместима с резиновыми уплотнениями и шлангами.
Замену тормозной жидкости нужно производить один раз в 1,5 – 2 года, или через 40 000 км пробега. Специалисты автосервиса советуют в условиях сырого Приморского климата делать это один раз в год – это позволит дольше сохранить детали тормозной системы в исправном состоянии.
Если жидкость поменяла свой цвет на серо- бурый, ее нужно заменить немедленно, так как в ней накопились продукты разложения, трения и износа деталей. (Если помните, в моторном масле все наоборот – потемнение масла означает, что в нем хорошо работают моющие присадки). Частицы грязи могут привести к заклиниванию тормозных цилиндров и отказу тормозов. Поэтому потемневшую жидкость нужно менять, не дожидаясь истечения установленного срока. Цвет жидкости отследить очень просто – бачок для жидкости в моторном отсеке – прозрачный.
Поменяйте тормозную жидкость сразу после покупки подержанного автомобиля, вместе со всеми техническими жидкостями, продавцы автомобилей, как правило, этим не занимаются.
Не используйте тормозную жидкость из упаковки, вскрытой более 6 месяцев назад – при хранении в бутылочке с нарушенной мембраной жидкость становится увлажненной. Тормозная жидкость должна быть прозрачной, однородной, без осадка, слегка желтоватого цвета. Обязательно наличие защитной мембраны из фольги на горловине флакона. Качественные жидкости фасуются в плоские пластиковые бутылки с прозрачной стрип – линией.
Поскольку проверить магазинах, где гарантируется надежность поставок. (исключена возможность подделок свойства тормозной жидкости можно только визуально, покупать ее рекомендуем только в фирменных).
В ассортименте компании «ГиперАвто» Вашему вниманию предложены тормозные жидкости Российского и японского производства.
Общепринятое мнение, что «оригинальные» жидкости TOYOTA, NISSAN, HONDA наилучшим образом подходят для японских автомобилей. Кстати, применяться они могут на автомобилях всех марок. Стоят они на порядок дороже отечественных жидкостей.
Российские жидкости РосДот 4, РосДот 4,5, LUXOIL EXTRA – соответствуют самым современным стандартам безопасности, имеют высокую температуру кипения «сухой» жидкости – не менее 2600С и «увлажненной» - 160 0С. Все эти жидкости предназначены для использования в гидроприводах тормозов и сцеплений всех автомобилей иностранного и Российского производства, оснащенных дисковыми и барабанными системами торможения.
Жидкости торговых марок Томь4, Роса4 – недорогие жидкости с оптимальными вязкостно- температурными характеристиками, подходят для спокойного размеренного стиля вождения, температура кипения «сухой» жидкости 2300С.
Внимание владельцам ретро- транспорта, выпущенного 20-30 и более лет тому назад: современная тормозная жидкость таким автомобилям не подходит из-за несовместимости с уплотнительными материалами. Для них нужно использовать специальные спиртокасторовые жидкости БСК.
Вывод: своевременная замена тормозной жидкости - процедура недорогая, но жизненно важная. 1л тормозной жидкости стоит порядка 120 рублей, замена тормозной жидкости в автосервисе – 400 рублей. Согласитесь, небольшая цена за безопасность на дороге! Меняйте тормозную жидкость, не дожидаясь появления симптомов неисправности тормозной системы – и счастливого пути!