Другой город — ваш город?
Выберите свой город, чтобы видеть актуальные цены и наличие товаров.

Антифриз – менять или нет?

Охлаждающая жидкость является одной из главных функциональных жидкостей автомобиля, наряду с моторным маслом, тормозной жидкостью, топливом. Однако у нас исторически сложилось небрежное отношение к охлаждающей жидкости, вызванное недооценкой или непониманием ее значения. По статистике, до 22% поломок двигателя прямо, а 40% прямо или косвенно связаны с нарушением эффективной работы системы охлаждения. Поэтому правильный выбор и своевременная замена охлаждающей жидкости помогает сберечь Ваши средства на ремонт автомобиля.

В автомобильном мире охлаждающие жидкости принято называть антифризами (от англ. freeze- «замерзать»). В России прижилось название Тосол. На самом деле Тосол — это торговая марка отечественного антифриза. Охлаждающая жидкость обеспечивает стабильность температуры деталей двигателя, защищая его от перегрева, и предотвращает замерзание системы охлаждения при сильных морозах.

Разработка более мощных и более экономичных двигателей и широкое использование современных материалов, например, алюминиевых сплавов, новых эластомеров, выдвигают серьезные требования к охлаждающим жидкостям: они должны выдерживать температуру +120оС без разрушения присадок, не образовывать накипи и отложений на стенках радиатора и двигателя, смазывать трущиеся детали помпы и защищать их от коррозии, иметь хорошую текучесть при низких температурах, иначе двигатель будет плохо охлаждаться.

Средний срок службы автомобильных антифризов в системе охлаждения составляет 2 — 3 года. Для эффективной работы жидкости в системе охлаждения необходимо, чтобы система была герметична, все детали работали должным образом, охлаждающей жидкости было достаточно, и она интенсивно циркулировала, нигде не застаиваясь.

Замену охлаждающей жидкости необходимо производить в следующих случаях:

1. Если Вы приобрели подержанный японский автомобиль. Жидкость в системе охлаждения лучше сразу проверить на температуру замерзания. Это можно сделать в автосервисе или самостоятельно с помощью поплавкового ареометра. Дело в том, что в японских автомобилях температура замерзания охлаждающей жидкости часто бывает минус 16оС, для теплого времени года это не должно вызывать опасений. На зиму же такой антифриз нужно заменить.

2. Обязательно заменить антифриз при выпадении осадка, при помутнении, изменении цвета, при появлении желеобразной массы на внутренней стороне расширительного бачка. Цвет охлаждающей жидкости должен быть «чистым», насыщенным. Как только цвет исчез или стал грязно-бурым, охлаждающую жидкость нужно менять.

Следить за цветом жидкости просто: раз в месяц нужно заглядывать в расширительный бачок, и все. Заодно можно проверить в нем уровень жидкости. Если уровень охлаждающей жидкости в холодном состоянии ниже отметки „MIN“, следует жидкость долить. У автомобилей с системой контроля уровня охлажда¬ющей жидкости о снижении уровня оповещает сигнальная лампочка на панели приборов. При обнаружении подтекания жидкости до нужного объема доливают антифриз требуемой концентрации. При исправной системе — дистиллированную воду.

3. Если в систему неоднократно доливалась вода и концентрация находящегося там раствора не известна, или если по каким — то причинам залита жидкость сомнительного качества, антифриз меняется с обязательной промывкой системы охлаждения.

4. Каждый перегрев двигателя вызывает разрушение присадок в охлаждающей жидкости, что, в свою очередь, приводит к интенсивному образованию накипи, течи помпы, возникновению коррозии и т.д. Поэтому, если вы загнали стрелку указателя температуры двигателя в красную зону, меняйте не только моторное масло, но и антифриз. Накипь препятствует отводу тепла, последствием может стать трещина в головке блока.

Выбираем антифриз

Ключевые параметры, характеризующие качество охлаждающей жидкости, это плотность, температура начала кристаллизации и температура кипения.

Подавляющее большинство применяемых в настоящее время автомобильных антифризов представляют собой водные растворы этиленгликоля с комплексом присадок.

Антифриз выпускается в 2-х видах: концентрат или готовый к применению. Концентрат в чистом виде не используется, так как этиленгликоль имеет относительно высокую температуру застывания — ~ минус 11 — 13оС, но обладает уникальным свойством — при смешивании с водой в разных соотношениях можно изменять температуру замерзания получаемого раствора от 0 до -75оС.

Минимальную температуру замерзания — минус 75оС — имеет смесь, содержащая 33 % воды и 67% этиленгликоля.

Для наших широт оптимальной является концентрация 50% на 50%, что соответствует температуре замерзания полученного антифриза минус 40оС (зависит от производителя, бывает и немного меньше). Концентраты разбавляют дистиллированной водой согласно таблице, напечатанной на упаковке, в которой указывается соответствие количества добавляемой воды и температуры замерзания полученной смеси. Разбавление концентрата водой свыше 70% не рекомендуется, так как при этом не достигается эффективной защиты деталей от коррозии из-за низкой концентрации присадок.

При замерзании антифриз не становится монолитом, как замерзающая вода, он постепенно превращается в кашеобразную рыхлую массу, объем жидкости при этом увеличивается лишь на 0,2- 0,3 % от первоначального, поэтому система охлаждения не разрушается (Это относится к антифризам с содержанием этиленгликоля не менее 30%).

После запуска двигателя шуга переходит в жидкую фазу и полностью сохраняет свои свойства. Но пока кристаллы не растают, система охлаждения и отопления автомобиля нормально работать не будет, поэтому нельзя начинать движение до полного размораживания антифриза.

В антифризы добавляют красители, придающие жидкости тот или иной цвет (изначально гликолевый антифриз бесцветен). Цвет антифриза при этом не имеет никакого отношения к его эксплуатационным свойствам, просто производители автомобилей и антифризов пытаются привязать к себе клиентов. Часто один и тот же антифриз окрашивают в разные цвета для разных потребителей. Например, в автомобили Toyota и Daihatsu принято заливать красный антифриз, тогда как в остальные японские автомобили — зеленый. Хотя составом они не отличаются. Этим частенько пользуются и отечественные производители, окрашивая антифризы. Психологически приятнее заменять «родной» антифриз на подобный же. 

Кроме того, окрашивание охлаждающей жидкости хорошо помогает для обнаружения утечек в системе охлаждения и определения четкого уровня антифриза в расширительном бачке.

Ряд антифризов маркируется аббревиатурой LLC, что означает Long Life Coolant (охлаждающая жидкость длительного действия). Это не означает, что замену антифриза нужно производить реже, чем рекомендуемые 2 года. Говорит это скорее о том, в течение 2-х лет эксплуатации жидкость будет исправно выполнять свои функции при исправной системе охлаждения.

Со временем в радиаторе дают о себе знать процессы окисления, накипь, банальное испарение. Антикоррозионные присадки, входящие в состав охлаждающих жидкостей, способны вступать во взаимодействие с солями накипи, поэтому при замене антифриза лучше промыть систему специальным промывочным составом.

Заполнять систему охлаждения следует на 92 — 94%, так как этиленгликолевые жидкости имеют большой коэффициент теплового расширения и значительно увеличиваются в объеме при нагревании, чем и определяется обязательное присутствие в системе охлаждения расширительного бачка.

Жидкость в системе охлаждения находится под давлением около 1,2 атм. Этим достигается повышение температуры закипания до 120 — 125оС, что важно для поддержания нормального теплового режима работы двигателя (85-90оС) при различных условиях. Если система охлаждения не герметична, то давление не создается и двигатель не прогревается до рабочей температуры. Износ непрогретого до рабочей температуры двигателя увеличивается в несколько раз, расход бензина увеличивается на 7-10%, выходит из строя каталитический нейтрализатор, возрастает нагарообразование в двигателе — а это еще одна предпосылка к трещине в головке блока.

Для проверки давления в системе охлаждения заведите и прогрейте двигатель с закрытой крышкой радиатора нормальным уровнем жидкости. На малых оборотах сожмите рукой верхний патрубок радиатора, при этом должно ощущаться давление, как в шине велосипеда. Если давления нет, значит, нужно искать причину — наличие утечек или неисправная пробка радиатора. Пробку радиатора или расширительного бачка нужно менять раз в 2 года. В ней устроен перепускной клапан, который как раз и поддерживает повышенное давление в системе.

Вопрос о возможности смешивания охлаждающих жидкостей аналогичен вопросу о смешивании моторных масел. В общем случае никто не может сказать, что произойдет при смешивании жидкостей разных производителей. Есть результаты смешивания некоторых антифризов, большинство смесей не выпадает в осадок, некоторые дают осадок. Как и при смешивании любых продуктов автохимии, комплекс присадок однозначно разбалансируется и могут появиться проблемы: и перегрев двигателя в жару, и течь помпы, и накипь на внутренних стенках. Учитывая, что в экспериментах обычно участвует лишь мизерная часть выпускаемых охлаждающих жидкостей, то можно сказать, что без особой необходимости лучше ничего не смешивать. Вероятность печальных последствий хоть и небольшая, но очень уж неприятная.

Понятно, что высокофорсированные и «спортивные» двигатели требуют непременно антифризов самого высокого качества, в старенькие же машины такой антифриз лить просто жалко, можно купить охлаждающую жидкость чуть попроще. Хотя двигателю любой машины будет комфортно с качественным антифризом.

Ряд исследований показывает, что использование доброкачественных недорогих антифризов при эксплуатации в исправной системе охлаждения и соблюдении интервалов замены не имеет никаких отрицательных последствий для автомобиля.

Вот, в общем, и все. Запомнили? Только качественный антифриз, после обесцвечивания менять, после каждого перегрева тоже менять, раз в два года менять обязательно. Пробку радиатора лишний раз не трогать, контролировать давление в системе по упругости резиновых шлангов. Уровень жидкости проверять по расширительному бачку. Будете всё это делать, машина Вам отплатит надежностью.

Другие статьи

Войдите через социальную сеть
Или войдите через

После заполнения формы мы отправим специальную ссылку на указанный электронный адрес, перейдя по которой вы сможете задать новый пароль.

Штрих-код
Выберите свой город,
чтобы видеть актуальные цены
и наличие товаров.
Другой город — ваш город?
Выберите свой город, чтобы видеть актуальные цены и наличие товаров.
Наверх