Другой город — ваш город?
Выберите свой город, чтобы видеть актуальные цены и наличие товаров.

AGM-аккумулятор: универсальный «солдат»

Аккумуляторы, выполненные по технологии AGM, вызывают всё больший интерес у автомобилистов. Ещё недавно такие батареи встречались разве что на мототехнике, а сегодня — гордо стоят на полках автомагазинов, привлекая внимание яркими этикетками и отпугивая ценой. Стоит ли менять старый-добрый «свинцово-кислотник» с электролитом на новомодный AGM, или это очередной маркетинг?

Аккумуляторы AGM

Первым делом — самолёты

На поверку, технологии AGM уже почти полвека. В 1970-х годах инженеры американской Gates Rubber Company усовершенствовали классический свинцово-кислотный аккумулятор, заменив жидкий электролит абсорбированным (т.е. «впитанным», «поглощённым»). В отсеки батареи, куда обычно заливается кислота, помещены специальные пористые вставки (маты) из стекловолокна, пропитанные электролитом, словно губки, между которыми и протекает ток. Такая конструкция и дала название технологии AGM: Absorbent Glass Mat — (абсорбирующий мат из стекловолокна).

Аккумуляторы AGM

Маты из стекловолокна не только удерживают электролит, но и играют роль сепараторов между свинцовыми пластинами, позволяя компоновать их более плотно. Благодаря этому в AGM-аккумуляторе того же размера, что и обычный жидкостный, пластин больше, а его ёмкость — выше. Правда, больше и масса: AGM-батареи весьма увесисты.

Изобретением сразу заинтересовались военные, ведь отсутствие в аккумуляторе жидкости сулит много преимуществ. Батарея AGM может работать в разных положениях (под углом, на боку), из неё ничего не вытекает и даже не испаряется: выделяемые электролитом газы циркулируют внутри корпуса, не окисляя клеммы. AGM-аккумулятор стабильно работает при низких температурах и очень устойчив к вибрациям. Неудивительно, что такие батареи стали настоящей находкой для авиации, где все эти факторы присутствуют в полной мере.

Массовое применение

Следом за авиаторами, AGM-аккумуляторы «распробовали» мотоциклисты. При закладывании мотоцикла в поворот жидкий электролит в классической батарее плещется во все стороны; технология AGM решила эту проблему. Кроме того, AGM-батареи намного безопаснее обычных при падениях: даже с серьёзными механическими повреждениями AGM-аккумулятор продолжает работать, не замыкая и не заливая всё вокруг кислотой.

Поврежденный корпус аккумулятора AGM

При повреждении корпуса AGM-аккумулятора можно увидеть пропитанные «кассеты» из стекловолокна. Никакого фонтана электролита при этом нет.

По-настоящему массово аккумуляторы AGM стали применять в промышленных и бытовых электроприборах. Герметичная конструкция, не требующая обслуживания, оказалась здесь как нельзя кстати. К тому же, AGM-батареи выдерживают множество циклов разряда/заряда и могут отдавать ток продолжительное время, не боясь глубокого разряда. Именно по технологии AGM сделаны аккумуляторы большинства аварийных источников питания: от «бесперебойников» компьютеров, автоматических ворот и шлагбаумов - до резервного оборудования электростанций.

Виды AGM и «гелевый» миф

Аккумуляторы AGM отличаются конструктивно: есть батареи с плоскими внутренними блоками (их большинство, примерно две трети рынка), а есть со спиральной укладкой пластин и матов. Последние популярны в США, хотя представлены и на российском рынке: нередко их покупают владельцы внедорожников с лебёдками. Причём, в обиходе их ошибочно называют «гелевыми», хотя никакого геля в них нет: это классические AGM-аккумуляторы, но со спиральными блоками в форме цилиндров. Особых отличий в характеристиках между двумя типами конструкции нет, скорее это вопрос патентов.

Аккумуляторы AGM плоского типа и спирального типа

AGM на автомобилях

Почему на автомобилях аккумуляторы AGM пока не столь популярны? Прежде всего, из-за цены. Сложная технология производства и дорогой свинец высокой чистоты делают AGM-батарею примерно в два раза дороже обычной. Автопроизводители не видят смысла переплачивать и комплектуют большинство машин классическими батареями с электролитом, которые неплохо справляются с типовыми «стартерными» задачами.

Всё изменилось с появлением системы «старт/стоп», которая глушит двигатель при каждой остановке для экономии топлива — десятки раз за поездку. При этом вся бортовая электрика (включая освещение, климат-контроль и аудиосистему) продолжает работать. Нагрузка на аккумулятор возрастает в разы! И здесь обычные батареи уже не применимы, ведь они на подобные издевательства просто не рассчитаны: быстро происходит сульфатация пластин и осыпание активного вещества, и аккумулятор отправляется на свалку.

В таких тяжелых условиях преимущества AGM-аккумулятора раскрываются в полной мере. Во-первых, он быстро заряжается, успевая восполнить запасы тока даже при коротких городских поездках. Во-вторых, AGM выдерживает в 3 раза больше циклов разряда/заряда, чем обычная жидкостная батарея. В-третьих, допускает более глубокий разряд, так что и с «тяговой» нагрузкой от электроприборов при выключенном двигателе AGM справляется «на ура». Для современных машин технология AGM оказалась как нельзя кстати.

Важно: не стоит путать AGM-аккумуляторы с батареями EFB, которые также рекомендуют для машин с системой «старт/стоп». EFB — Enhanced Flooded Battery — усиленная батарея с жидким электролитом. С точки зрения надёжности, аккумуляторы EFB — промежуточный вариант между обычными жидкостными батареями и AGM, но к технологии Absorbent Glass Mat никакого отношения они не имеют.

Есть ли смысл покупать аккумулятор AGM при отсутствии системы «старт/стоп»? Если относиться к этому как к тюнингу (причём, весьма практичному), то почему нет? AGM обеспечивает пусковой ток на 30% больше, чем жидкостная батарея того же размера. Стабильно работает на морозе, быстро заряжается. Да и служит до 10 лет — в 2-3 раза дольше обычных аккумуляторов. А если у автомобиля есть «прожорливые» электроприборы — дополнительный свет, электрическая лебёдка или продвинутая аудиосистема, то выбор AGM-батареи тем более оправдан.

Плюсы и минусы AGM-аккумуляторов

Аккумуляторные батареи AGM в «Гиперавто»

 

Другие статьи

Войдите через социальную сеть
Или войдите через

После заполнения формы мы отправим специальную ссылку на указанный электронный адрес, перейдя по которой вы сможете задать новый пароль.

Штрих-код
Выберите свой город,
чтобы видеть актуальные цены
и наличие товаров.
Другой город — ваш город?
Выберите свой город, чтобы видеть актуальные цены и наличие товаров.
Наверх