Гидрофобия — научное название водобоязни. Однако с гидрофобными покрытиями всё наоборот — вода сама боится их и всячески избегает. Поговорим о гидрофобных (водоотталкивающих) полиролях и покрытиях для стёкол автомобиля: как работает «антидождь», как правильно наносить его и как продлить срок службы покрытия.
Зачем нужен «антидождь»
«Зачем “антидождь”, если есть дворники?» — ответ на этот вопрос очевиден не для всех автомобилистов. С него и начнём.
Во-первых, дворники не всегда работают хорошо — некачественные или изношенные щётки оставляют на стекле полосы и неочищенные участки. А на высокой скорости «пропуски» начинаются и у хороших щёток — набегающий воздушный поток приподнимает их над стеклом, не давая нормально смахивать воду.
Во-вторых, частая работа стеклоочистителя отвлекает водителя. А иногда и раздражает, если дворники противно скрипят по стеклу. Замечали, как многие автомобилисты до последнего не включают стеклоочиститель, пока видимость не становится почти нулевой? Затем делают разовый взмах дворниками и копят воду на стекле дальше. Очевидно, это ухудшает обзорность и безопасность.

В-третьих, «антидождь» защищает не только от скопления воды, но и от «замыливания» стекла — образования масляной плёнки. Такая плёнка особенно неприятна при езде в дождь ночью: она рассеивает свет фар встречных машин, а дворники делают только хуже — стекло становится как будто матовым.
Наконец, дворниками оборудовано только лобовое стекло автомобиля (и иногда заднее). А вода скапливается на всех поверхностях: и на боковых стёклах, и на зеркалах, и на фарах. Попытки оснастить их собственными дворниками были, но быстро перешли в разряд автомобильной экзотики. Уповать на подогрев зеркал тоже не стоит: он эффективен против инея, а крупные капли воды испаряет медленно. В сильный дождь и при езде по залитым водой дорогам подогрев зеркал не слишком помогает.
Во всех этих случаях на помощь приходит водоотталкивающее покрытие: оно не даёт воде скапливаться на стёклах и позволяет ветру легко сдувать капли. А также экономит ресурс дворников — чем реже приходится включать их, тем дольше прослужат щётки.
Как работает гидрофобное покрытие
Как и многие технологии, водоотталкивающие покрытия пришли из авиации — нужно было чем-то обрабатывать стёкла самолетов для улучшения обзорности при полётах в дождь.
В состав «антидождя» для стекла автомобиля обычно входит смесь силиконов и полимеров, разведённых органическим растворителем. После нанесения на стекло растворитель быстро испаряется, оставляя на стекле гидрофобную плёнку. Она резко уменьшает смачиваемость поверхности: вода собирается в крупные капли и скатывается вниз, не закрепляясь на стекле. Такая суперспособность называется Эффектом лотоса и часто встречается в природе: например, у водоплавающих птиц, перья которых остаются сухими даже после ныряния под воду, поскольку пропитаны жиром — природным «антидождём».
По принципу действия «антидождь» для авто противоположен «антифогу» — средству от запотевания стёкол. Поэтому наносить их нужно на разные стороны стекла: «антидождь» снаружи, «антифог» внутри.

Эффект от водоотталкивающего покрытия на стёклах машины повышается с ростом скорости. На 40 км/ч капли воды начинает сдувать набегающим потоком воздуха, а после 60 км/ч дворниками можно не пользоваться даже в сильный дождь.
Типы гидрофобных покрытий
Основной компонент большинства водоотталкивающих средств — силикон. Но встречаются и продукты на основе политетрафторэтилена (PTFE), также известного как тефлон или фторопласт. Пример — японский «антидождь» Ultra Glaco: он более стоек к механическому истиранию дворниками, поэтому служит дольше силиконового.
Также все гидрофобные средства можно условно разделить на «быстрые» и «полноценные». Составы для быстрого нанесения обычно выпускаются в виде спрея и просто распыляются на стекло без предварительной подготовки. Их эффект заметен, но сохраняется недолго — покрытие нужно обновлять после каждой мойки.
«Полноценные» гидрофобные покрытия требуют предварительной подготовки стекла: тщательной очистки и абразивной полировки. Такая обработка занимает больше времени, но водоотталкивающий эффект сохраняется несколько месяцев. Процесс во многом напоминает подготовку поверхности при полировке кузова.
Как правильно наносить «антидождь»
Правильная подготовка стекла — половина дела. Используйте абразивный очиститель, чтобы удалить с поверхности масляную плёнку и смолы, которые остаются даже после тщательной мойки с шампунем. Также абразивные частицы в составе очистителя зашлифуют мелкие царапины на стекле.
Абразивная очистка стекла
Перед нанесением «антидождя» обязательно сверьтесь с инструкцией — большинство классических водоотталкивающих покрытий на основе силикона наносятся только на сухое стекло. Экспресс-покрытия в виде спрея могут наноситься и на влажное стекло: сразу после мойки или прямо во время дождя. Но гидрофобный эффект будет краткосрочным.
После того, как стекло очищено и просушено, на него наносят «гидрофоб» — с помощью ткани или входящей в комплект фетровой насадки. Обрабатывайте стекло в 2–3 прохода последовательно, небольшими квадратами, не оставляя излишков средства.
Сразу после нанесения «антидождя» стекло будет в белёсых разводах и довольно мутным — это нормально. Нужно подождать 5–10 минут, пока испарится растворитель гидрофобного состава, а затем тщательно отполировать стекло тканью. К слову, одни покрытия требуют финального растирания сухой тканью, другие — влажной. Поэтому не забывайте сверяться с инструкцией на упаковке.
Гидрофобное покрытие полностью набирает прочность спустя 12 часов, поэтому не рекомендуется включать дворники и проверять водоотталкивающие эффект сразу после нанесения — дождитесь следующего дня.
Нанесение «антидождя» на стекло
«Антидождь» для зеркал
Для зеркал заднего вида нужно использовать особый «антидождь» (например, Glaco Mirror Coat), — и это не маркетинговая уловка производителей. Дело в том, что зеркала при движении находятся в аэродинамической тени — набегающий поток воздуха не может сдувать с них воду. Чтобы полотна зеркал оставались чистыми, капли воды должны стекать с них под собственным весом, а для этого гидрофобный эффект «антидождя» должен быть намного сильнее, чем у средств для лобового стекла.
Но плата за более сильный водоотталкивающий эффект — слабая механическая стойкость таких покрытий. Если обычный «антидождь» выдерживает регулярное растирание дворниками, то гидрофобное покрытие для зеркал намного нежнее. Поэтому оно наносится без полирования тканью.
«Антидождь» для зеркал
Как продлить срок службы «антидождя»
Любые водоотталкивающие покрытия уязвимы перед спиртовыми очистителями, агрессивной автохимией и механическим истиранием. С чем мы часто сталкиваемся на автомойках: автоматических (жёсткие щётки) и бесконтактных (активная щелочная пена).
Чтобы дольше сохранить гидрофобный эффект «антидождя», используйте специальные деликатные очистители стёкол, не трите стёкла и зеркала сухой тканью и избегайте сомнительных автомоек, где агрессивностью моющего средства и высоким давлением воды часто компенсируют отсутствие навыков. Лучше всего использовать pH-нейтральные шампуни для ручной мойки, которые не повреждают защитные покрытия стёкол и кузова.
Не используйте старые дворники — резиновые щётки со временем теряют эластичность, а их скольжение по стеклу ухудшается, что усиливает истирание покрытия.
И не забывайте, что водоотталкивающее покрытие нужно обновлять раз в несколько месяцев — тогда вода точно не будет задерживаться на ваших стёклах.