Другой город — ваш город?
Выберите свой город, чтобы видеть актуальные цены и наличие товаров.

Масляный фильтр: ключевая мелочь

О том, что в двигателе автомобиля нужно менять масло, знают все. А вот о масляном фильтре многие и не задумываются, либо не придают ему большого значения — соглашаются на любой, предложенный сервисом. О вязкости, типах и брендах моторных масел идут горячие споры, но мало кто выбирает масляный фильтр столь же скрупулезно, как само масло. А некоторые автомобилисты вообще не знают о его существовании. Между тем, масляный фильтр — деталь, напрямую влияющая на долговечность двигателя. И требующая должного внимания.

Масляные фильтры

Зачем фильтровать масло?

Казалось бы, чем современнее и технологичнее моторное масло, тем меньше оно нуждается в фильтрации. Лей самую дорогую «синтетику», и никакие фильтры не нужны! На деле всё ровно наоборот: привычные сегодня фильтры появились в двигателях именно с развитием масел. В старых моторных маслах ещё не было диспергирующих (рассеивающих) и моющих присадок, и все загрязнения слипались в крупные частицы смолы, способные забить любой фильтр. Вместо фильтрации масло в двигателе просто часто меняли — нынешние большие интервалы замены автомобилистам начала прошлого века и не снились.

Но долговечность двигателей без масляного фильтра оставляла желать лучшего. Ведь масло не только смазывает и охлаждает детали двигателя, но и удаляет продукты их износа. В масле скапливаются частицы металла, нагара и шлама — эту «кашу» нужно где-то задерживать, а не гонять по мотору. Да и ежемесячно менять масло нравилось далеко не всем. Волей-неволей инженерам пришлось внедрять масляные фильтры, но из-за несовершенства масел поначалу они имели довольно странную конструкцию.

Первые масляные фильтры были неполнопоточными, т. е. через них проходил не весь поток масла, а лишь его часть. Позже появилась схема с несколькими масляными фильтрами — сперва грубой очистки, затем тонкой. «Грубый» фильтр задерживал те самые крупные отложения, а «тонкий» уже фильтровал масло от мелких частиц. Кстати, такие системы фильтрации рассчитаны только на старые масла класса API SA или SB, и их поиск сегодня — настоящая головная боль для владельцев ретро-автомобилей.

Масляный фильтр «в разрезе»

С развитием масел и появлением диспергирующих присадок всё упростилось: крупные отложения в масле больше не образуются, а превращаются в однородный «кисель», который отлично фильтруется. Так что на большинстве современных машин масляный фильтр всего один — полнопоточный и одноразовый. Выкрутил старый, утилизировал, установил новый — идеальный «расходник», благодаря которому мы меняем масло в 10 раз реже, чем автомобилисты 100 лет назад.

Что внутри у масляного фильтра

Основа масляного фильтра — фильтрующий элемент. Обычно он изготовлен из специальной бумаги с высокой пористостью, реже встречаются фильтры из вспененной пульпы или войлока. Плотность укладки бумаги впечатляет: если достать и развернуть фильтровальную кассету, получится «простыня» площадью около 10 квадратных метров. И всё это упрятано в корпус размером с крупную картофелину.

Также масляный фильтр оснащён двумя важными клапанами: перепускным и противодренажным. Перепускной клапан (или «байпас» — обход) позволяет ещё не очищенному маслу течь напрямую, минуя фильтр, когда его не получается пропустить сквозь фильтрующий элемент. Так бывает на морозе, когда масло слишком густое, либо при резком увеличении оборотов двигателя, или если фильтр давно не менялся и уже слишком грязный. В такой ситуации приходится выбирать меньшее из двух зол: масляное голодание двигателя или подача масла напрямую, без фильтрации. Перепускной клапан должен обеспечить второй сценарий, не допустив первого.

Красная «маслёнка» на приборной панели Противодренажный клапан (в обиходе — «обратный») удерживает масло внутри фильтра, когда двигатель не работает. Если при запуске мотора масляный фильтр полон, то давление масла в системе очень быстро поднимется до рабочего значения. А вот если обратный клапан сработал плохо, и масло из фильтра стекло в картер, то в первые секунды работы двигатель ждёт масляное голодание. На приборной панели при этом горит красная «маслёнка».

Не все фильтры одинаково полезны

Масляный фильтр двигателю нужен не абы какой, а строго определённый — инженеры рассчитывают его конструкцию и размеры исходя из устройства системы смазки. Но даже с учётом этих рамок для любого мотора есть десятки фильтров от разных производителей, причём снаружи все они одинаковы (кроме цвета). А вот внутри скрываются важные отличия.

Задача масляного фильтра — пропускать сквозь себя как можно больше масла за единицу времени (т. е. оказывать минимальное сопротивление), при этом задерживая как можно больше загрязнений. И это взаимоисключающие требования, ведь чем тщательнее фильтрация — тем больше сопротивление потоку масла. Правильный баланс — главное отличие хорошего фильтра.

Производитель масляного фильтра должен использовать качественный и эффективный фильтрующий элемент, выбрать правильный способ его укладки, рассчитать необходимую площадь. Кроме того, очень важны конструкция и исполнение клапанов. Перепускной клапан должен срабатывать при нужном давлении масла (не раньше и не позже), а противодренажный — надёжно удерживать масло внутри фильтра.

Масляные фильтры

Плохой масляный фильтр — это мина замедленного действия для двигателя. Но, к сожалению, объективных критериев при выборе фильтра почти нет. Ориентироваться приходится лишь на известность бренда, страну изготовления и цену. Долго не погасающая «маслёнка» после запуска двигателя — сигнал о плохой работе обратного клапана фильтра, но об этом можно узнать только после его установки.

Косвенно о качестве фильтра можно судить по внешнему виду: аккуратной упаковке и чётким шрифтам на корпусе. А вот заглядывание внутрь отверстий для масла мало что даст: полноценно изучить «внутренний мир» фильтров получится разве что в интернете, где энтузиасты распиливают и потрошат их с завидной регулярностью. Хотя всегда можно распилить фильтр самостоятельно и удовлетворить своё любопытство.

Масляный фильтр «в разрезе»

Когда менять масляный фильтр?

Заменить масляный фильтр отдельно от масла точно не выйдет: оно просто выльется при его откручивании. А вот обратная ситуация возможна, есть даже хитрые «дедовские» способы экономии. Например, замена фильтра не с каждой сменой масла, а через раз. И, конечно, «высший пилотаж» — отмачивание старого масляного фильтра в керосине и повторная установка.

Замена масляного фильтра

Экономия на замене фильтров позволит разве что отложить немного денег на новый двигатель. Масляный фильтр рассчитан на один цикл смены масла, и не более. Кстати, не стоит уповать на маленькие пробеги: для масляного фильтра важны моточасы, а не пройденные километры. В постоянных городских пробках автомобиль набирает небольшой километраж, но фильтр всё это время пропускает сквозь себя масло. И когда его грязеёмкость будет исчерпана, перепускной клапан просто откроет грязному маслу дорогу прямиком к цилиндрам и коленвалу. Эффективность противодренажного клапана со временем также снижается, он начинает неплотно закрывать фильтр, и двигатель заводится почти без масла. Не очень здорово, особенно зимой.

Автомобилисты, всегда меняющие масляный фильтр вместе с маслом, абсолютно правы. К тому же, это просто выгоднее: нередко на комплекты «масло + фильтр» автомагазины дают хорошую скидку. Например, в Гиперавто до конца апреля при покупке моторного масла вместе с фильтром можно получить купон на 500 рублей в подарок. И это — пример правильной экономии.

Другие статьи

Войдите через социальную сеть
Или войдите через

После заполнения формы мы отправим специальную ссылку на указанный электронный адрес, перейдя по которой вы сможете задать новый пароль.

Штрих-код
Выберите свой город,
чтобы видеть актуальные цены
и наличие товаров.
Другой город — ваш город?
Выберите свой город, чтобы видеть актуальные цены и наличие товаров.
Наверх