Другой город — ваш город?
Выберите свой город, чтобы видеть актуальные цены и наличие товаров.

Аккумуляторы для автомобиля: типы и мифы

Автомобильный аккумулятор — источник не только энергии, но и множества мифов. Часть из них породили сами производители батарей в рекламных целях, другую часть — «гаражные знатоки», не помнящие закон Ома. Что правда, что вымысел, и сквозь какие информационные дебри приходится продираться при выборе аккумулятора — в этой статье.

Три важных буквы: WET, EFB, AGM, GEL

Аккумуляторы для автомобиля: типы и мифы

Ещё недавно покупка автомобильного аккумулятора сводилась к выбору ёмкости (читай — размера) и бренда (читай — цены). Принципиальных отличий между ними не было: старый аккумулятор спокойно заменялся на любой, примерно похожий по размеру. Но сегодня и машины требовательнее, и батареи делаются по разным технологиям. Хочешь не хочешь, а надо разобраться, что там у аккумулятора внутри.

Технология изготовления батареи обозначается тремя буквами: WET, EFB, AGM и GEL. Их можно встретить не только на корпусе самого аккумулятора, но и на зарядных устройствах, ведь для каждого типа требуется свой способ зарядки.

Типы автомобильных аккумуляторов

WET

Классический аккумулятор с жидким электролитом

EFB

Усиленный аккумулятор с жидким электролитом

AGM

Аккумулятор с абсорбированным электролитом

GEL

Аккумулятор с электролитом в виде застывшего геля

WET

Аккумуляторы WETWET («влажный/жидкий») — это классический свинцово-кислотный аккумулятор с жидким электролитом, который принципиально не меняется уже десятки лет. Большинство автомобилей комплектуются именно такими батареями: они недороги и вполне справляются с обычной «гражданской» эксплуатацией.

Но в тяжёлых условиях заслуженные «старички» нередко пасуют. Многополосная аудиосистема, дополнительный свет, лебёдка и другие мощные электроприборы способны сократить жизнь обычного аккумулятора в несколько раз. Что уж говорить об автомобилях с системой «старт/стоп», где применение жидкостных WET-батарей вообще запрещено — пластины разрушатся за несколько месяцев. Для этих целей есть более продвинутые аккумуляторы EFB и AGM.

Жидкостные аккумуляторы бывают обслуживаемыми (открытого типа, с пробками в крышке) и необслуживаемыми (закрытого типа, или MF — Maintenance Free). Последние сегодня явно доминируют. Концепция «поставил и забыл» современным автолюбителям ближе, чем необходимость контролировать уровень и плотность электролита, доливать в аккумулятор дистиллированную воду и периодически заряжать на стационарном «заряднике», как это было раньше.

Плюсы: доступность, богатый выбор, наличие необслуживаемых моделей.

Минусы: чувствительность к глубокому разряду, небольшой ресурс при работе в тяжелых условиях, испарение электролита.

Срок службы: 3–5 лет.

EFB

Enhanced Flooded Battery (EFB) — это усиленная батарея с жидким электролитом. По сравнению с обычным WET-аккумулятором, у EFB толще пластины, и каждая из них запечатана в конверт из специального волокна. Это защищает батарею от сульфатации и осыпания активного вещества при частых циклах разряда/заряда.

Аккумуляторы EFB

Аккумуляторы EFB созданы для эксплуатации в тяжелых условиях — прежде всего, на автомобилях с системой «старт/стоп», где двигатель глушится при каждой остановке. С питанием энергоёмких устройств (музыкальных систем, лебёдок, дополнительного освещения) батарея EFB также справится лучше, чем WET, минимизируя просадки напряжения. А главное — проработает дольше, ведь глубокие разряды для неё не столь губительны.

Плюсы: увеличенный ресурс, стойкость к глубоким разрядам, стабильная работа энергоёмких устройств.

Минусы: стоимость на 30–40% выше, чем у WET.

Срок службы: до 7 лет.

Аккумуляторы AGMAGM

Если EFB-аккумулятор является улучшенным WET, то технология AGM (Absorbent Glass Mat) — отдельная история. Электролит здесь не жидкий, а абсорбированный, впитанный специальными матами из стекловолокна, проложенными между пластин. Такой аккумулятор можно наклонять, сильно трясти и всячески издеваться над ним (вплоть до механических повреждений корпуса), а он будет продолжать стабильно работать.

Благодаря плотной упаковке пластин, аккумулятор AGM выдаёт на 30% больший ток, чем жидкостная батарея того же размера. Показатели надёжности и стойкости к глубоким разрядам здесь ещё лучше, чем у EFB. Это практичное решение для машин с системой «старт/стоп» и отличный тюнинг для всех остальных. Правда, и стоит AGM-батарея в два раза дороже обычной.

Подробнее об аккумуляторах AGM можно прочитать в этой статье →

Плюсы: высокая надёжность, стабильная работа, стойкость к глубоким разрядам, быстрая зарядка.

Минусы: высокая стоимость, большой вес.

Срок службы: до 10 лет.

GEL

Аккумуляторы GELО гелевых аккумуляторах в интернете написаны десятки статей, на автомобильных форумах активно обсуждают их преимущества и недостатки — и всё это зря, ведь стартерных GEL-батарей… не существует! Гелевые аккумуляторы (настоящие, с твёрдым электролитом — застывшей смесью кислоты и силикагеля) применяют только в качестве тяговых на электрических гольф-карах, вилочных погрузчиках и другой спецтехнике.

Гелевый автомобильный аккумулятор — один из удивительных мифов, навязанных рекламой. То, что большинство автомобилистов считает гелевой стартерной батареей — на самом деле AGM-аккумулятор спирального типа, популярный в Северной Америке. Кроме необычной цилиндрической формы блоков, от AGM плоского типа он ничем не отличается. И, разумеется, никакого геля в нём нет — внутри те же самые маты из стекловолокна, пропитанные электролитом.

Волшебный кальций

В рекламе аккумуляторов кальций упоминается чаще, чем в рекламе зубной пасты. Ведь модный кальциевый аккумулятор — это не какой-то там свинцовый! Правда, есть нюанс: свинец в 5 раз тяжелее кальция. В магазине возьмите в обе руки по аккумулятору и проверьте: кальциевая батарея в 5 раз легче обычной? Определённо, нет! Потому что обе они сделаны из свинца, а кальция внутри — не больше 0,1% общей массы. Он лишь заменяет сурьму в роли легирующего элемента — примеси, улучшающей свойства свинца, из которого сделаны пластины. Конечно, химический эффект от кальция есть, но более очевиден маркетинговый: многие автомобилисты целенаправленно ищут кальциевый аккумулятор, даже не понимая, зачем.

У автомобильных аккумуляторов встречаются минимум 4 типа легирующих элементов: сурьма, кальций, так называемый гибрид (сурьма + кальций), а также кальций с серебром. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.

Sb (сурьма)

Сурьма — классический легирующий элемент в автомобильных аккумуляторах, используемый с незапамятных времён. Недостатков у сурьмянистых батарей немало: они подвержены сильному саморазряду и выкипанию воды из электролита. Именно поэтому Sb-аккумуляторы, как правило, обслуживаемые: в них необходимо регулярно доливать воду.

Но есть у «дедовской» технологии один существенный плюс: свинцовые пластины, легированные сурьмой, не боятся глубоких разрядов. Даже посаженный «в ноль» сурьмянистый аккумулятор можно «оживить» почти без потерь. Поэтому такие батареи хорошо подходят для редкой эксплуатации машины: после полугода простоя достаточно подзарядить батарею, и она будет нормально работать.

Ca (кальций)

С точки зрения потребительских свойств, легирование кальцием — полная противоположность варианту с сурьмой. Это настоящая находка для необслуживаемых аккумуляторов: кальций уменьшает выкипание воды, снижает саморазряд, делает пластины прочнее, защищает их от перезаряда. Идеально!

Но стоит один раз полностью «высадить» кальциевый аккумулятор, и его, фактически, можно выбрасывать: ёмкость падает вдвое! Поэтому кальциевую батарею лучше использовать регулярно, не допуская глубоких разрядов.

Sb/Ca или Ca+ («гибрид», сурьма + кальций)

Согласитесь, минусы сурьмы и кальция слишком уж радикальны. Чтобы как-то уравновесить их, был придуман аккумулятор-гибрид, где в качестве легирующих элементов используется как сурьма, так и кальций, компенсируя взаимные недостатки. Свинцово-сурьмянистые пластины добавляют батарее стойкости к глубоким разрядам, а свинцово-кальциевые уменьшают саморазряд и испарение электролита. Этот компромисс — наиболее универсальный вариант, большинство аккумуляторов сегодня именно гибридные.

Ca/Ag (кальций + серебро)

Гибридные аккумуляторы могут содержать и другие химические элементы, улучшающие их свойства (например, кадмий). Батареи с добавлением серебра принято выделять отдельно. В первую очередь, из-за их цены: такие аккумуляторы заметно дороже. Взамен производители сулят повышенный пусковой ток и долговечность.

Типы легирующих элементов

Sb (Sb/Sb)

Сурьма

Ca (Ca/Ca)

Кальций

Sb/Ca (Ca+)

Сурьма + кальций (гибрид)

Ca/Ag

Кальций + серебро

Ампер-часы и пусковой ток

Выбор аккумулятора обычно начинается с ампер-часов. Что это за параметр? Принято считать, что в ампер-часах измеряется ёмкость батареи (55, А·ч, 75, А·ч и т. д.), но не говорите об этом школьникам, уже знакомым с учебником физики — засмеют! Они-то знают, что ёмкость измеряется в фарадах, а ампер-час — единица измерения электрического заряда. Можно сказать, что заряд характеризует ёмкость аккумулятора, но это разные величины. Тем не менее, заряд повсеместно путают с ёмкостью, эта ошибка прочно вошла в обиход.

Другое название заряда — количество электричества, и оно точно передаёт суть этой величины: способность аккумулятора отдавать ток на каком-то отрезке времени. Например, если батарея 50, А·ч способна крутить стартер двигателя в течение (условно) пары минут, то аккумулятор на 80, А·ч «сдастся» намного позже.

С зарядом напрямую связан физический размер аккумулятора: вместо батареи 50, А·ч поставить 80, А·ч, скорее всего, не удастся — не хватит места. Обычно это и не нужно: параметры аккумулятора рассчитаны исходя из электропотребления конкретной машины. Требуемое количество ампер-часов указано для каждой модели в каталогах, и ломать над этим голову не придётся.

А вот пусковой ток у двух аккумуляторов с одинаковым зарядом может быть совершенно разным — здесь играет роль конструкция батареи и технология производства. Например, батарея на 70, А·ч одного производителя может выдавать ток 585 ампер, а другого — 630. Аккумулятор AGM (тоже «семидесятка») вообще выдаст 760 ампер благодаря своей конструкции. Все они, обладая зарядом 70, А·ч, могут крутить стартер примерно одинаковое время, но батарея с большим током будет делать это заметно бодрее. Поэтому на пусковой ток при выборе аккумулятора стоит обращать внимание. Главное, чтобы указанные амперы были честными.

Установка более ёмкой батареи

Иногда всё же хочется установить на машину более ёмкий аккумулятор, чтобы зимой чувствовать себя спокойнее. И здесь мифов и заблуждений — в избытке. Кто-то уверяет, что большой аккумулятор постоянно будет недозаряженным (мол, не справится генератор двигателя). Кто-то считает, что генератор вообще «умрёт». А вместе с ним и стартер — не совладав с большим током. Где правда?

В реальности ток потребления стартера никак не изменится, от ампер-часов аккумулятора он не зависит. Генератор также полностью зарядит большой аккумулятор, просто это потребует больше времени. Поэтому, если руки «чешутся» и место под капотом позволяет — почему нет? В конце концов, даже сами автопроизводители устанавливают более ёмкие батареи на «зимние» комплектации машин. Правда, нередко они ставят на них и более мощный генератор, чтобы ёмкая батарея точно успевала заряжаться при коротких городских поездках.

Главное — не пытаться «взбодрить» машину со старым аккумулятором установкой другого старого, но более ёмкого. В конце концов, аккумулятор — такой же «расходник», как тормозные колодки или воздушный фильтр, с определённым ресурсом. И нужно не пропускать его замену раз в несколько лет.

Каталог аккумуляторов «Гиперавто»

Товары
Сортировать Фильтр
Показывать по
Вид
Фильтр
Фильтр
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
64056
Артикул
SMF85D26L
Производитель
JETSTAR
5 999 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
64055
Артикул
SMF75D23R
Производитель
JETSTAR
4 999 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
64050
Артикул
SMF42B19L
Производитель
JETSTAR
3 499 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
64053
Артикул
SMF55B24R
Производитель
JETSTAR
3 899 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
64057
Артикул
SMF85D26R
Производитель
JETSTAR
5 999 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
64059
Артикул
SMF105D31R
Производитель
JETSTAR
6 699 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
64051
Артикул
SMF42B19R
Производитель
JETSTAR
3 499 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
64058
Артикул
SMF105D31L
Производитель
JETSTAR
6 699 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
64052
Артикул
SMF55B24L
Производитель
JETSTAR
3 899 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
64054
Артикул
SMF75D23L
Производитель
JETSTAR
4 999 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
64125
Артикул
EFB N55R
Производитель
ROCKET
5 499 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
64126
Артикул
EFB Q85L
Производитель
ROCKET
6 799 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
E5709
Артикул
110D26L
Производитель
FURUKAWA BATTERY
11 199 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
Z4896
Артикул
125D31R
Производитель
FURUKAWA BATTERY
13 999 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
Z4889
Артикул
46B19R
Производитель
FURUKAWA BATTERY
6 599 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
Z4893
Артикул
85D23R
Производитель
FURUKAWA BATTERY
9 399 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
Z4895
Артикул
110D26R
Производитель
FURUKAWA BATTERY
11 199 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
Z4897
Артикул
125D31L
Производитель
FURUKAWA BATTERY
13 999 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
Z4892
Артикул
70B24L
Производитель
FURUKAWA BATTERY
8 099 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
Z4890
Артикул
46B19L
Производитель
FURUKAWA BATTERY
6 599 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
Z4891
Артикул
70B24R
Производитель
FURUKAWA BATTERY
8 099 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
T7843
Артикул
580 800/SA 58020 80L
Производитель
ATLAS
14 799 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
T7844
Артикул
595 850/SA 59520 95L
Производитель
ATLAS
16 799 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
v4428
Артикул
UMF 135D31L
Производитель
ATLAS
8 599 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
v4421
Артикул
UMF 55B19R
Производитель
ATLAS
3 899 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
v4425
Артикул
UMF 95D23R
Производитель
ATLAS
6 199 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
v4427
Артикул
UMF 115D26R
Производитель
ATLAS
6 999 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
v4429
Артикул
UMF 135D31R
Производитель
ATLAS
8 599 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
v4426
Артикул
UMF 115D26L
Производитель
ATLAS
6 999 ₽
Наличие
В наличии
Скидка 1000р. за старый АКБ!
Код
v4424
Артикул
UMF 95D23L
Производитель
ATLAS
6 199 ₽
Наличие
В наличии
Показано 30 из 73 товаров
Цена
Производитель
Сбросить фильтр
Сбросить все фильтры
Фильтр

Другие статьи

Войдите через социальную сеть
Или войдите через

После заполнения формы мы отправим специальную ссылку на указанный электронный адрес, перейдя по которой вы сможете задать новый пароль.

Штрих-код
Выберите свой город,
чтобы видеть актуальные цены
и наличие товаров.
Другой город — ваш город?
Выберите свой город, чтобы видеть актуальные цены и наличие товаров.
Наверх