Автомобильный аккумулятор выполняет важнейшие функции в автомобиле: подает стартерный ток для запуска двигателя, стабилизирует напряжение в бортовой цепи автомобиля и питает энергией системы комфорта и безопасности вспомогательных устройств автомобиля, таких как осветительные приборы, стеклоочистители, звуковые сигналы, аудиосистемы и сигнализации, обогрев заднего стекла и т.д.
Важность нормальной работы аккумуляторной батареи очень часто начинают оценивать в ноябре, когда автомобиль оказывается во власти сырости и низких температур и для изношенного аккумулятора наступают суровые будни. Одним прекрасным утром не желающий заводиться автомобиль остается на стоянке, а его хозяин идет в магазин, и видит, что аккумуляторы, оказывается, бывают необслуживаемые и малообслуживаемые.
В чем разница?
Необслуживаемые АКБ не имеют отверстий для доливки воды, а крышка батареи представляет собой лабиринтную систему улавливания паров электролита, позволяющую полностью возвращать испаряющийся электролит обратно в батарею, что, собственно и обуславливает ничтожно малый расход воды и полную необслуживаемость изделия. Однако не следует обольщаться словом «необслуживаемый». Это вовсе не означает, что такой аккумулятор можно «поставить и забыть о его существовании». Длительный срок службы такого аккумулятора возможен только при исправной работе всей системы электрооборудования. В первую очередь это касается натяжения ремня привода генератора, исправности самого генератора, отсутствия утечек тока в системе энергообеспечения, сигнализации и т.д.
При исправном электрооборудовании автомобиля требуемый уровень электролита в необслуживаемых батареях может сохраняться от двух до 5 лет.
Необслуживаемые АКБ, решетки которых состоят из свинцово – кальциевых сплавов (типа Са/Са) при всех своих достоинствах, неустойчивы к глубоким разрядам (длительное пользование потребителями при неработающем двигателе), при нескольких глубоких разрядах они быстро теряют емкость и их стартерные характеристики резко снижаются. Кальциевые батареи типа Са /Аg, решетки которых дополнительно легированы серебром, наиболее устойчивы к глубоким разрядам, на сегодняшний день они обладают максимальной надежностью и сроком службы.
Малообслуживаемые АКБ имеют увеличенные интервалы обслуживания по сравнению с обычными ремонтопригодными батареями. Они имеют на корпусе пробки для доливки дистиллированной воды. Пробки представляют собой подобие клапана, не дающего электролиту выплескиваться, с полостью для конденсации паров. Аккумуляторные батареи такого типа, с одной стороны, при правильной работе системы зарядки позволяют автолюбителю использовать его как «необслуживаемый», так как работает система рециркуляции паров электролита. С другой стороны, в случае поломки системы электрической зарядки автомобиля и разрядке аккумуляторной батареи можно произвести полное восстановление её рабочих параметров (отрегулировать уровень и плотность электролита). Сегодня автомобильный рынок России насыщен автомобилями со сроком эксплуатации от 7-10 лет и более, в которых надёжность работы генератора и системы зарядки аккумуляторной батареи иногда может давать сбои, что, естественно, приводит к частичной или полной ее разрядке. Для владельцев таких автомобилей малообслуживаемый аккумулятор будет самым подходящим вариантом.
Установка аккумуляторной батареи на автомобиль
- Емкость батареи должна соответствовать объему двигателя (это указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля или специальных каталогах). Но если автомобиль оборудован солидным электропакетом (сигнализация, мощная аудиосистема, кондиционер, нагревательные устройства), то некоторый запас по емкости и пусковому току лишними не будут. Емкость устанавливаемого аккумулятора может превышать штатную не более чем на 10%, иначе гарантирован ускоренный износ щеток генератора и стартера. Батарея большей емкости требует регулярной проверки уровня заряженности и, при необходимости, подзарядки.
- Обязательно соблюдение полярности аккумулятора, иначе провода не дотянутся до клемм. Выводные клеммы обозначаются знаками «+» и «-», и, кроме того, положительная клемма делается толще отрицательной, чтобы исключить неправильное присоединение проводов. «Правый» и «левый» аккумуляторы маркируются буквами R и L, и определяются по расположению положительной клеммы на корпусе.
- Перед снятием старой батареи нужно выключить зажигание и отключить все потребители электроэнергии. При отключении батареи в первую очередь отсоединять нужно отрицательный провод, а подсоединять положительный. В электрической цепи автомобиля «-» всегда замыкается на массу автомобиля (кузов), «+» - непосредственно в цепь.
- Клеммы и наконечники проводов нужно зачистить и после закрепления покрыть защитной смазкой типа WD-40 или Литолом-24.
- АКБ должна быть надежно закреплена на штатном месте – вибрация существенно сокращает срок службы батареи.
Основные правила эксплуатации автомобильных аккумуляторов
Свинцово-кислотные автомобильные аккумуляторы предназначены для эксплуатации в режиме непрерывного подзаряда. Иными словами, аккумулятор должен быть всегда заряжен. Длительное пребывание в разряженном состоянии (50-60% от полной зарядки) приводит к ускоренному износу АКБ.
Владельцу автомобиля обязательно нужно:
- Очищать поверхность батареи от грязи, клеммы – от окислов. Загрязненная поверхность батареи увеличивает саморазряд, забивает вентиляционные отверстия пробок и боковых каналов. Окислы и грязь на зажимах значительно затрудняют запуск двигателя стартером из-за падения напря¬жения в соединениях.
- Один раз в три – четыре месяца производить проверку состояния заряженности АКБ. Это можно делать в специализированных ремонтных мастерских. Но существуют простые и достаточно надежные методы проверки заряженности АКБ, которые любой автовладелец может выполнить самостоятельно, с помощью ареометра и вольтметра. Это измерение уровня и плотности электролита и измерение напряжения на полюсных выводах.
- Запуск двигателя производить короткими включениями не более 10 секунд, с интервалом в одну минуту, не более 3-х раз подряд. Если после 3-х попыток подряд двигатель не проявляет «признаков жизни», хотя стартер крутит его, как обычно, необходимо прекратить бессмысленные попытки и поискать причину, из-за которой двигатель не работает. Только найдя и устранив неисправность, следует возобновить попытки пуска, иначе батарея разрядится. Если же стартер плохо, очень медленно, «с натугой» проворачивает двигатель, это говорит о неисправности самого аккумулятора.
- В течение гарантийного срока обязателен ежегодный профилактический осмотр аккумулятора в соответствующем сервисном центре. Именно в сервисный центр нужно обращаться при возникновении каких- либо проблем с АКБ в течение первого года эксплуатации.
Владельцу автомобиля категорически запрещается:
- Хранить АКБ в разряженном состоянии. Чем дольше аккумулятор остается незаряженным, тем проблематичнее будет его восстановление, так как при разряде в нем происходят необратимые химические процессы. Если напряжение на клеммах АКБ ниже 12,6 В, но выше 10,5 В, нужно как можно скорее зарядить разряженный аккумулятор при помощи внешнего зарядного устройства, так как мощности генератора для этого не хватит.
- Длительное время пользоваться включенными потребителями электроэнергии при неработающем двигателе – это приводит к ускоренному глубокому разряду батареи. Ускоренный разряд АКБ в результате неправильного использования не является поводом для гарантийного обслуживания.
- Оставлять на морозе частично разряженную батарею – это может привести к замерзанию электролита и разрушению корпуса батареи.
Причина большинства неисправностей АКБ связана не с собственными его дефектами, а с наличием дополнительного оборудования, например, сигнализации, радиотелефона, аудиосистемы, телевизоров, приборов дополнительного освещения, автомобильных чайников, холодильников и т.п.
Опыт показывает, что огромное количество автомобильных аккумуляторов, считавшихся неисправными, были просто-напросто разряжены!
Зимой запуск холодного двигателя требует большей энергии от АКБ, сокращается продолжительность светового дня, увеличивается число включенных в работу потребителей электроэнергии как для комфорта в салоне, так и для безопасного движения, питание которых происходит от генератора, а при холостых оборотах двигателя - от аккумулятора. В дорожной «пробке» работающие одновременно вентилятор, фары, обогреватель заднего окна и стеклоочистители способны забрать больше тока, чем производит генератор. Подсчитано, что за 45 минут такой работы средний аккумулятор может истощиться настолько, что повторный запуск выключенного двигателя окажется уже невозможным. Для восстановления потребуется не меньше 30 минут нормальной езды, прежде чем можно будет снова остановиться.
Среди автовладельцев Владивостока наиболее популярны аккумуляторные батареи производства Южной Кореи, зарекомендовавшие себя надежностью и длительной работоспособностью в условиях экстремальных температур — от -50оС до +40оС. Несмотря на жесткую конкуренцию с европейскими и южноазиатскими изделиями, корейские аккумуляторы по-прежнему остаются лучшими в мире по цене и качеству. Наиболее популярные марки автомобильных аккумуляторов в Приморском крае — Delkor, Medalist,Rocket, Atlas, Global и т.д. Аккумуляторы марок Delkor и Medalist относятся к классу premiun и являются одними из наиболее совершенных продуктов отрасли. Уникальная технология изготовления решеток методом холодной ковки с последующей растяжкой и материал решеток — свинцово-кальциевый сплав с повышенным содержанием олова и легирующей добавкой серебра (сплав AG9) позволяют существенно уменьшить время саморазряда при неиспользовании батареи и свести к минимуму работы по обслуживанию, значительно увеличить срок эксплуатации аккумулятора. Эти аккумуляторы обладают повышенными параметрами пускового тока.
Rocket и Atlas — надежные аккумуляторы средней ценовой категории.
Совет:
Накануне зимы: проверьте заряженность аккумулятора, проверьте генератор на отдачу номинальных показателей (тока нагрузки). При необходимости замените щетки генератора и АКБ. Теперь Вашему автомобилю мороз не страшен!