Другой город — ваш город?
Выберите свой город, чтобы видеть актуальные цены и наличие товаров.

Выбираем присадки для эффективного использования масел

Вокруг присадок к моторным маслам сломано много копий. Кто-то успешно их использует и всем рекомендует, а кто-то — яростный противник любых добавок к маслу. Истина, как обычно, где-то посередине. Чтобы разобраться в вопросе, мы подготовили краткий обзор видов присадок, их назначения и влияния на свойства масел.

Важная роль присадок

Вплоть до 30-х годов прошлого века присадок в масло не существовало — химическая промышленность только училась работать с углеводородами и их производными. В двигатели машин заливали «чистое» базовое масло из дистиллята нефти, которое становилось грязным уже через несколько сотен километров и требовало замены. Да и ресурс самих моторов с такой смазкой был небольшим: утверждение «раньше было лучше» к заре автомобильной эры точно не относится.

Чтобы повысить характеристики масел, нужны были присадки — вещества, улучшающие их химические свойства. Но почему они так долго не появлялись? Оказалось, что присадки должны соответствовать массе строгих требований. Вот лишь самые важные:

  • Полная растворимость в масле. Присадка не должна выпадать в осадок, оседая на внутренних частях двигателя, забивая фильтр и масляные каналы.
  • Устойчивость к высоким температурам. Само масло в двигателе нагревается до 100–150 градусов, а стенки цилиндра, с которыми оно контактирует, ещё горячее.
  • «Дружелюбность» к деталям двигателя. Присадка не должна вызывать коррозию металла и повреждение резиновых сальников.
  • Совместимость со всеми базовыми маслами и другими присадками. «Кисель» в картере недопустим.

Как только химики смогли получить стабильные соединения для создания присадок, смазочные материалы вышли на принципиально новый уровень. С появлением присадок в масляную систему удалось внедрить фильтрацию, характеристики масел резко улучшились, а интервалы замены увеличились в несколько раз.

Выбираем присадки для эффективного использования масел

Виды присадок в масло двигателя и их свойства

Сегодня присадок великое множество, а их действие может быть совершенно разным. По влиянию на свойства масел присадки делят на несколько групп.

Выбираем присадки для эффективного использования масел
  • Моющие (диспергирующие) присадки. Изобретённые первыми, они и сегодня составляют половину от всех выпускаемых присадок в масло, что только подчеркивает их важность. Специальные компоненты моющих присадок — дисперсанты — препятствуют образованию шлама и смолистых отложений, и их слипанию в крупные частицы. Другие важные вещества — детергенты — не дают загрязнениям налипать на детали двигателя. Об эффективной работе моющей присадки говорит цвет масла — оно заметно темнеет.
  • Антиокислительные присадки. Масло, как и любая органика, при контакте с кислородом окисляется, теряя смазывающие свойства. Ингибиторы окисления в составе присадок препятствуют этому, замедляя естественное старение масла.
  • Антикоррозионные присадки. Действие ингибиторов коррозии схоже с работой антиокислительных присадок, но кроме нейтрализации кислот они также связывают влагу и создают на поверхности металла защитную плёнку. Для чёрных и цветных металлов состав присадки может отличаться.
  • Модификаторы вязкости. Добавление таких присадок — самый простой способ улучшить работу масла при предельных температурах. Депрессорные присадки препятствуют застыванию масла на морозе. А вязкостные (загущающие) присадки улучшают показатели масла в «горячих» режимах.
  • Антипенные присадки. Пена хороша только при мойке машины шампунем, а в двигателе она ни к чему. Масло может вспениваться, удерживая пузырьки воздуха, что ухудшает его прокачиваемость и ускоряет окисление. Антипенные присадки в моторное масло препятствуют этому.
  • Противозадирные (EP — Extreme Pressure) присадки. Название этих присадок говорит само за себя: они применяются в узлах с экстремальными нагрузками. Принцип их действия — создание на поверхности металла прочной плёнки, защищающей от износа. Широко используются в трансмиссионных маслах для гипоидных передач. В моторных маслах их применение ограничено из-за хонинговочной сетки на стенках цилиндров.
  • Противоизносные (AW — Anti Wear) присадки. Увеличивают адгезию (липкость) масла, позволяя масляной плёнке удерживаться на поверхности металла. Эти присадки критически важны для текучих энергосберегающих масел с низкой вязкостью. Противоизносные присадки заметно повышают смазывающие свойства масел.
  • Антифрикционные присадки (модификаторы трения). Продвинутые присадки, способные уменьшить потери на трение, повысив топливную эффективность. Известный пример «борца» с трением — молибден, который часто входит в состав таких присадок в масло. Но в некоторых узлах, например, в трансмиссии с мокрым сцеплением, применять антифрикционные присадки нельзя.

Самостоятельное добавление присадок в масло

Присадки могут быть как заводскими, введёнными в состав масла ещё на заводе, так и в виде отдельных продуктов на полках автомагазинов. На первые рядовой автомобилист повлиять не может — разве что выбрав другое масло. Стоит ли покупать вторые?

Выбираем присадки для эффективного использования масел

Заводской пакет присадок сегодня есть в любом автомобильном масле. Многие считают, что он хорошо сбалансирован производителем, и не нужно портить его добавлением чего-либо ещё. Отчасти это так, но нужно помнить, какими факторами руководствуются производители масел, подбирая присадки:

  • Универсальность. Масла делают для максимально широкой аудитории, чтобы охватить больший сегмент рынка. А расчёт на некий «средний» автомобиль — это всегда компромисс.
  • Экономическая целесообразность. Конкуренция на масляном рынке острейшая, а цена — один из ключевых факторов выбора продукта. Поэтому дорогие присадки в массовых маслах используют редко и в минимальных количествах — ради возможности задекларировать их наличие в составе.
  • Исправность машины. Масло рассчитано на работу двигателя с заводскими допусками в парах трения. Для видавшего виды автомобиля это может быть не лучшим вариантом.

Кроме того, жизнь присадок скоротечна — уже к трём тысячам км пробега многие вещества вырабатываются, и масло начинает терять свои свойства. С этого момента автомобилисты нередко отмечают угар масла, при том, что на свежем масле его не было.

Что в итоге? Если ваш автомобиль исправен, вы заливаете дорогое масло с качественным пакетом присадок и меняете его не реже, чем каждые пять тысяч км, то дополнительные присадки вам не нужны. Но если вы рассчитываете на пробег 10–15 тысяч км без замены, заливаете массовое недорогое масло или знаете о проблемах с двигателем, то дополнительные присадки окажутся весьма кстати.

«Витаминки» и «допинг»

Присадки к маслу бывают как точечными, локализующими конкретную проблему, так и комплексными. Первые можно сравнить с лекарством для двигателя, а то и допингом, в то время как вторые — скорее «витамины», поддерживающие здоровье мотора.

«Антитечь» — яркий пример точечных присадок. Подтекание масла требует замены резиновых сальников или прокладок, а это дорого и весьма трудоёмко. В качестве временной меры многие заливают в масло герметизирующую присадку — она восстанавливает эластичность резины, позволяя отложить ремонт до лучших времён. Другой пример «допинга» — присадки «антидым» и средства-восстановители, которые могут раскоксовать поршневые кольца и вернуть былую компрессию. К подобной шоковой терапии нередко прибегают перед продажей машины.

Комплексные присадки — средства совсем иного толка. Это не «спринтеры», а «марафонцы», действующие мягко и продолжительно. Их задача — обеспечить дополнительную защиту двигателя и продлить ему жизнь, улучшив свойства моторного масла. Среди популярных универсальных присадок есть как зарубежные, так и российские средства. Такие присадки востребованы владельцами машин с большим пробегом, не готовыми расставаться со своим железным конём или капиталить двигатель. Но часто их используют и в целях профилактики неисправностей.

Присадки для новых машин

Считается, что до 50 тысяч км на одометре о присадках можно и не думать. И в самом деле: двигатель без износа, все зазоры — в заводских допусках, так что хорошего масла вполне достаточно. А если машина ещё на гарантии, то обслуживается она регулярно, у официального дилера. Но здесь-то и возникает проблема.

Популярный в последние годы тренд — увеличение межсервисных интервалов новых машин. Заманивая покупателей уменьшением расходов на эксплуатацию, автопроизводители предписывают обслуживание всё реже и реже. Замена масла через 15 тысяч километров ещё недавно казалась нонсенсом, а сегодня встречаются легальные интервалы и 20, и 25 тысяч. Производители масел смотрят на это скептически: к концу подобных пробегов присадки почти полностью вырабатываются, а отработанное масло больше напоминает мазут. Но особо не протестуют — крупные заказы нужны всем. В конце концов, автопроизводителям виднее.

Такая ситуация выгодна компаниям с большими автопарками. Автомобиль отрабатывает до конца гарантийного срока с минимальными затратами, после чего списывается и меняется на новый. А вот рядовым автовладельцам редкая смена масла грозит капитальным ремонтом или заменой двигателя уже при пробеге 100–150 тысяч км. О двигателях-миллионниках мы постепенно начинаем забывать.

Что делать, если хочется, чтобы новый автомобиль прослужил дольше, чем «гарантийные» 2–3 года? Многие автовладельцы меняют масло на середине межсервисного интервала самостоятельно, не извещая об этом дилера. Либо добавляют присадки, увеличивающие ресурс масла, чтобы дотянуть до его плановой замены без ущерба для двигателя.

На свой страх и риск

Главная проблема присадок — их неправильное применение. Большинство автовладельцев не разбираются в химических процессах, происходящих в двигателе, и очень смутно представляют принцип действия самой присадки. При выборе присадок в основном опираются на субъективный опыт — собственный, или чей-то ещё. Ни автоконцерны, ни производители масел не дают рекомендаций по поводу использования присадок. Поэтому интересуйтесь «матчастью», внимательно читайте описание присадки в масло (она может оказаться весьма специфичной) и не забывайте, что заливаете её исключительно под свою ответственность.

Товары
Сортировать Фильтр
Показывать по
Вид
Фильтр
Фильтр
Код
32720
Артикул
XE-OSA300(3093300)
Производитель
XENUM
939 ₽
Наличие
В наличии
Хит продаж
Код
32722
Артикул
XE-VRX(VX) 500 (3017375)
Производитель
XENUM
3 299 ₽
Наличие
В наличии
Код
56111
Артикул
SM-100
Производитель
ABRO
979 ₽
Наличие
В наличии
Код
56110
Артикул
OT-611
Производитель
ABRO
469 ₽
Наличие
В наличии
Код
56100
Артикул
ET-444
Производитель
ABRO
379 ₽
Наличие
В наличии
Хит продаж
Код
34901
Артикул
Abr-SS-510
Производитель
ABRO
309 ₽
Наличие
В наличии
Хит продаж
Код
h0905
Артикул
Aug-263
Производитель
AUG
809 ₽
Наличие
В наличии
Хит продаж
Код
36768
Артикул
HG2250
Производитель
HI-GEAR
619 ₽
Наличие
В наличии
Код
21005
Артикул
HG2243
Производитель
HI-GEAR
519 ₽
Наличие
В наличии
Код
97451
Артикул
HG2246
Производитель
HI-GEAR
849 ₽
Наличие
В наличии
Код
98598
Артикул
HG2253
Производитель
HI-GEAR
619 ₽
Наличие
В наличии
Код
94063
Артикул
Rw-3028
Производитель
RUNWAY
329 ₽
Наличие
В наличии
Код
95408
Артикул
Rw-3033
Производитель
RUNWAY
139 ₽
Наличие
В наличии
Код
21004
Артикул
HG2241
Производитель
HI-GEAR
429 ₽
Наличие
В наличии
Новинка
Хит продаж
...
Код
64857
Артикул
RC1801
Производитель
RINKAI
189 ₽
Наличие
В наличии
Новинка
Хит продаж
...
Код
64859
Артикул
RC1803
Производитель
RINKAI
219 ₽
Наличие
В наличии
Цена
Производитель
Сбросить фильтр
Сбросить все фильтры
Фильтр

Другие статьи

Войдите через социальную сеть
Или войдите через

После заполнения формы мы отправим специальную ссылку на указанный электронный адрес, перейдя по которой вы сможете задать новый пароль.

Штрих-код
Выберите свой город,
чтобы видеть актуальные цены
и наличие товаров.
Другой город — ваш город?
Выберите свой город, чтобы видеть актуальные цены и наличие товаров.
Наверх