Укажите ваш город:

Город: Владивосток
Колл-центр Гиперавто: 8 800 555 23 88

Магазины Гиперавто в городе Владивосток:

Скрипят тормоза? У нас есть решение!

Владивосток → Статьи →
«Скользкая» тема: как выбрать моторное масло

Тема моторного масла – в буквальном смысле самая скользкая среди всех автомобильных, всегда вызывающая горячие споры. Практически у каждого автомобилиста есть собственное мнение на этот счёт, основанное либо на личном опыте, либо на информации из Интернета, рекламе масел или знаниях «гаражных гуру». В этой статье мы рассмотрим основные критерии выбора масла, разберём популярные мифы и заблуждения.

Как выбрать моторное масло

Базовые масла и «синтетический маркетинг»

Даже далёкому от автомобилей человеку знакомы термины «минеральное», «полусинтетическое» и «синтетическое» масло, настолько прочно они вошли в обиход. Что за ними стоит? Удивительно, но на сегодняшний день – почти ничего, кроме маркетинга.

В 1999 году между корпорациями Castrol и ExxonMobil возник спор из-за надписей «Fully Synthetic» на канистрах с «не совсем синтетическим» маслом. Точку в конфликте поставило Национальное бюро по рекламе США, решив, что «синтетический – это маркетинговый термин, а не описание химического состава». Сегодня этим подходом руководствуются все производители масел.

Любое моторное масло состоит из так называемого базового масла и присадок в соотношении примерно 80/20. Базовые масла делятся на 5 групп, в зависимости от технологии производства и характеристик.

Классификация базовых масел

Группа I – минеральные базовые масла, получаемые простой вакуумной перегонкой мазута (одной из фракций нефти). Отличаются большим количеством серы и слабой окислительной стабильностью, быстро теряют свойства и работают в узком диапазоне температур.

Группы II и III – продукты дальнейшей переработки минеральных масел первой группы. Специальная обработка водородом (гидроочистка, гидрокрекинг, гидроизомеризация) даёт им хорошую окислительную стабильность и улучшает низкотемпературные свойства. Друг от друга отличаются индексом вязкости.

Производители активно смешивают базовые масла групп I, II и III, называя получившиеся продукты то «минеральным» маслом, то «полусинтетическим» – в зависимости от соотношения базовых масел и стоимости присадок. Масла на основе третьей группы часто именуют и «синтетическими», несмотря на изначально минеральную базу. По сути, название указывает не на реальный химический состав масла, а на его положение в линейке производителя.

Группа IV – синтетические базовые масла на основе полиальфаолефинов (ПАО). Отличаются широким температурным диапазоном и высокой окислительной стабильностью, но имеют ряд недостатков. В них плохо растворяются присадки, они «не дружат» с резиновыми сальниками и очень дороги в производстве. Поэтому синтетические масла исключительно на основе ПАО никто не производит, это всегда смесь с базовым маслом одной из трёх первых групп.

К группе V относятся все остальные базовые масла, не вошедшие в первые четыре группы. Среди них – масла на основе сложных эфиров, так называемые «эстеры» (калька с английского «ester» – эфир). Это полностью синтетическая база, во многом превосходящая ПАО, образующая прочную масляную плёнку на металлических деталях благодаря полярности молекул. Но, как и в случае с ПАО, масла только на базе «эстеров» никто не производит, это слишком дорого; обычно их смешивают с базовым маслом третьей группы.

Доля синтетической базы в составе «полностью синтетического» моторного масла не превышает 30-40%, а может и полностью отсутствовать! В составе «полусинтетического» – тем более.

Производители не раскрывают, какие базовые масла входят в состав того или иного продукта, поэтому ориентироваться на их названия нет смысла. Важнее другие, «не маркетинговые» характеристики масел: вязкость и спецификации.

Вязкость

Одна из базовых характеристик моторного масла – его вязкость, обычно она указана на этикетке большими цифрами и хорошо заметна. Вязкость отражает способность масла сохранять текучесть при разных температурах, оставаясь при этом на трущихся деталях двигателя и обеспечивая их смазывание.  

Традиционно вязкость масла указывают согласно международной классификации SAE. Сегодня практически все моторные масла являются всесезонными и маркируются сдвоенным номером, например 0W-20, 5W-30, 10W-40 и др. Первая цифра обозначает низкотемпературную вязкость, вторая – высокотемпературную, буква «W» (winter) – возможность использования зимой.

Самое важное, что нужно знать рядовому автолюбителю о вязкости – она должна соответствовать рекомендациям производителя автомобиля, ведь система смазки двигателя проектируется под определённые параметры масла. Не нужно думать, что производитель специально рекомендует «не ту» вязкость.

Желание экспериментировать с вязкостью обычно вызвано распространёнными мифами.

Как выбрать моторное маслоМиф 1: «Я езжу быстро, и мне нужно «спортивное» масло с высокой вязкостью».

Двигатель спроектирован с определёнными зазорами в трущихся парах, диаметром масляных каналов и производительностью масляного насоса – в расчёте на определённую вязкость масла. Высоковязкое масло не сможет эффективно проникать в пары трения, если двигатель не рассчитан на это. В итоге такая «забота» о своей машине приведёт к печальным последствиям.

Миф 2: «У меня старая машина, и рекомендации производителя устарели, ведь в то время ещё не было новых современных масел».

Да, не было, поэтому двигатель и не рассчитывался под их эксплуатацию. Попытка «осовременить» старый двигатель новым маслом (например, энергосберегающим) может привести к внеплановому обновлению всего автомобиля.

Рекомендуемая вязкость обычно указана на масляной крышке двигателя, на специальной наклейке под капотом и в инструкции автомобиля. Отходить от указаний производителя можно всего в двух случаях:

1. Температура воздуха в вашем регионе бывает ниже, чем допустимо для рекомендованной вязкости.

Если производитель рекомендует для вашей машины масло 10W-30, но в ваших краях зимой случаются морозы «под тридцатку», то в зимнее время нужно использовать масло с меньшей низкотемпературной вязкостью.

Соответствие допустимой температуры вязкости масла

2. Пробег двигателя вашей машины - более 100 000 км, и присутствует расход масла.

Если налицо расход масла, а пробег двигателя – более 100 000 км (т.е. расход, вероятно, связан с естественным износом), то повышение высокотемпературной вязкости на 1 шаг может быть оправданным (например, переход с масла 5W-30 на 5W-40). Но стоит учесть, что для некоторых автомобилей (в основном европейских) расход масла – конструктивная особенность, а не дефект. Пытаться исправить её, заливая более густое масло – только вредить двигателю.

Спецификации и допуски

Итак, вы узнали рекомендации производителя и определились с вязкостью, но как сделать окончательный выбор? На полках магазинов десятки масел с подходящей вязкостью! Настало время взять канистру в руки и вчитаться в мелкий текст на этикетке. Самый главный критерий выбора – спецификации.

Существуют три основных мировых системы сертификации моторных масел: европейская ACEA, американская API и японо-американская ILSAC (которая скорее является дополнением к API). Их стандарты в одних моментах схожи, а в других серьёзно отличаются. Дело в том, что в разных частях света исторически сложились разные приоритеты развития автотранспорта. В Европе во главу угла поставлена экологичность, снижение вредных выбросов в атмосферу, а также увеличенный интервал замены масла. Приоритет Японии – топливная эффективность и повышение КПД двигателей.

На чьи спецификации ориентироваться? Зависит не от личных предпочтений и не от региона эксплуатации, а от производителя автомобиля. Двигатели европейских машин рассчитаны на использование масел, одобренных ACEA. Современные японские моторы проектируются под стандарты ILSAC.

Чем именно отличаются двигатели? Европейские машины оснащаются сажевыми фильтрами и трёхступенчатыми нейтрализаторами выхлопа, требующими применения низкозольных масел с высокой динамической вязкостью. Японские двигатели «заточены» под топливную эффективность, имеют минимальные зазоры в парах трения и рассчитаны на масла с низкой динамической вязкостью. Принципиально разный подход! Поэтому в современных двигателях очень важно использовать масло соответствующей спецификации. Старые моторы, в которые можно было лить что угодно, остались в прошлом.

ILSACILSAC

Международный комитет ILSAC, состоящий из японских и американских автопроизводителей, занимается испытаниями и сертификацией масел с 1992 г. Самая свежая спецификация ILSAC – GF-5, действует с 2010 г. Масла GF-5 оптимальны для современных японских машин с бензиновыми и гибридными двигателями, обладают высокой топливной эффективностью и окислительной стабильностью (что особенно важно для моторов с системой EGR, склонных к повышенной кислотности).

Автопроизводители обычно не указывают конкретную спецификацию ILSAC, рекомендуемую для машины, поскольку любая из них отвечает требованиям более старых. Если в инструкции автомобиля сказано «используйте любое масло ILSAC», то можно смело заливать масло самой свежей спецификации.

Спецификации ILSAC

JASOJASO

К сожалению, в стандартах ILSAC нет масел для дизельных двигателей. Поэтому Японская организация автомобильных стандартов (JASO) разработала собственные спецификации масел, оптимальные для современных японских дизелей. Стандарт JASO M355 включает три категории масел, наиболее универсальной является DH-1. Две другие спецификации – DH-2 и DL-2 – применяются только на автомобилях с сажевыми фильтрами при использовании топлива без серы.

Спецификации JASO для дизельных двигателей

ACEAACEA

В классификации Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA) есть несколько буквенных индексов для обозначения масел. «A» – масла для бензиновых двигателей, «B» – для дизелей, «C» – «экологичные» масла для автомобилей с сажевыми фильтрами, «E» – масла для грузового транспорта. Цифра после буквы обозначает класс масла. Большинство масел обозначается сдвоенным индексом (например, A3/B3), поскольку могут использоваться как в бензиновом моторе, так и в дизельном.

Многие масла ACEA (вся группа «С», A1/B1, A5/B5 и др.) могут использоваться только в двигателях, специально рассчитанных на это. Перед выбором масла нужно внимательно читать рекомендации автопроизводителя.

Спецификации ACEA

APIAPI

Спецификации Американского института нефти, широко известные ещё несколько лет назад, сегодня стремительно сдают позиции. Тем не менее, большинство производителей масел всё ещё указывают их на своих продуктах в дополнение к спецификациям ILSAC и ACEA. По сравнению с ними, стандарты API менее жёсткие и не описывают многие специальные свойства масел, актуальные для современных двигателей.

Спеицификаци API

Как выбрать моторное маслоДопуски производителей

Некоторые автопроизводители (в основном европейские) разрабатывают допуски – собственные требования к маслам для своих двигателей. Это существенно упрощает выбор масла для автовладельца: достаточно найти нужный допуск в инструкции на свой автомобиль и подобрать масло, обладающее таким допуском. Для гарантийных машин использование одобренного производителем масла – обязательное условие.

Но не нужно считать допуски именитых автомобильных брендов неким универсальным знаком качества: это лишь свидетельство того, что данное масло подходит к определённым моторам этих брендов. Конструкции двигателей существенно отличаются, и нет никаких гарантий, что масло с допуском Mercedes 229.51 подойдёт вашей Тойоте или Хонде.

Если вы – владелец «свежей» машины, то должны чётко осознавать, что на полках магазинов сейчас очень много масел, которые не подойдут конкретно вашему автомобилю. Полагаться на «проверенных механиков», которые «всю жизнь льют всем одно масло, и никто не жаловался» тоже не стоит. Выбор масла для современного двигателя стал намного более ответственным решением, чем раньше. Внимательно изучайте рекомендации автопроизводителя, сверяйте спецификации и покупайте масло осознанно, а не импульсивно.

Комментарии [0]:

Пожалуйста подождите, комментарии загружаются...
Новости

Скидка 20% на товары под заказ

Гиперавто объявляет о начале акции «Скидка 20% на товары под заказ»!

Если необходимого вам товара нет в наличии в наших торговых точках — привезем под заказ. Для владельцев дисконтных карт Гиперавто скидка на товары под заказ составляет 20%!

Скидка 20% на покупку автозвука - только в августе!

Только в августе все обладатели дисконтных карт Гиперавто, которые зарегистрированы на нашем сайте, могут получить подарок - скидку 20% на автомагнитолы и акустические системы из ассортимента автомагазинов Гиперавто!

Только 17 сентября и только с 15:00 до 17:00 вас ждет скидка в 20%!

Спешите! Гиперавто вновь радует автовладельцев! Только 17 сентября и только с 15:00 до 17:00 вас ждет скидка в 20%. Любой покупатель может получить скидку на весь товар, участвующий в акции, в любом магазине Гиперавто!

Не упустите шанс приобрести все, что нужно, и сэкономить 20%! Ждем вас!

В акции участвуют все автомагазины нашей сети, за исключением автомагазинов Спасска-Дальнего, Дальнегорска, Улан-Удэ, Новокузнецка и Челябинска.

По условиям акции, участие в ней принимают все покупатели, успевшие занять очередь в кассу c 15:00 до 17:00.

Скидка 20% на покупку «ходовки» — только в сентябре!

Только в сентябре все обладатели дисконтных карт Гиперавто, которые зарегистрированы на нашем сайте, могут получить подарок - скидку 20% на детали ходовой части из ассортимента автомагазинов Гиперавто!

Хотите получить ароматизатор Yammy? Напишите отзыв о Гиперавто!

Мы выступаем за открытое и честное ведение бизнеса и всегда готовы выслушать мнение наших клиентов. Мы меняемся благодаря вам, и нам всегда важно услышать ваше мнение о наших товарах, о наших услугах и уровне нашего сервиса. Мы готовы вручить любой ароматизатор из линейки Yammy каждому, кто напишет отзыв о Гиперавто!

Обменивайте бонусы «Спасибо» от Сбербанка на скидку до 1000 рублей в Гиперавто!

Рады сообщить вам, что сеть автомагазинов и автосервисов Гиперавто стала партнером бонусной программы «Спасибо» от Сбербанка.

Для всех клиентов Сбербанка, авторизованных на сайте Спасибо.Онлайн, теперь доступна возможность приобрести за бонусы «Спасибо» купоны на скидку в Гиперавто номиналом 500 и 1000 рублей.

Скидка действует как на товары в автомагазинах Гиперавто, так и на услуги в наших автосервисах!